Восточное наследство. Кому достались российские миллиарды Мухтара Аблязова
Десятого декабря 2016 года сильно похудевший Мухтар Аблязов вышел из французской тюрьмы, где провел 3,5 года. Днем ранее Госсовет Франции отменил его экстрадицию в Россию, посчитав, что просьба о выдаче «подана по политическим причинам». В июне 2017 года Аблязова приговорили в Казахстане к 20 годам лишения свободы
В полночь отряд итальянских полицейских и спецназовцев прибыл в Казаль-Палокко — тихий богатый пригород Рима. На одной из вилл, как двумя днями ранее итальянской полиции сообщили дипломаты из Казахстана, прятался беглый банкир Мухтар Аблязов. Получив подтверждение Интерпола о розыске Аблязова, полиция пошла на его задержание в мае 2013 года, но операция провалилась: банкира на вилле не было, за массивной дверью карабинеры обнаружили лишь его перепуганную жену Алму и шестилетнюю дочь Алуа. Тридцатого мая 2013 года иммиграционная служба признала дипломатический паспорт Алмы фальшивым и постановила выдворить ее из страны, уже вечером 31 мая в аэропорту Кампино мать с дочерью были переданы казахским властям для депортации.
«До самого вылета самолета мы ничего не знали: живы они или нет, — вспоминает один из родственников Аблязова. — Как только выяснили, что они вылетают на австрийском самолете, наладили связь с пилотом через австрийские спецслужбы. Рассказали им о киднеппинге, пытались уговорить пилота развернуть самолет. Но он лишь сделал фотоснимки на борту — показал, что с женой и дочкой Аблязова все нормально. И сообщил, что они точно летят в Казахстан».
Мухтар Аблязов, который, по версии властей Казахстана, вывел из созданного им БТА Банка $7,5 млрд, на следующий день обвинил президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в похищении членов своей семьи. «Мы были сильно встревожены этой историей, — рассказывает бывший управляющий директор БТА Банка Павел Просянкин, с 2009 по 2014 год руководивший кампанией по возврату активов. — Нанятые нами детективы занимались поиском Аблязова во Франции, и мы готовили документы для французских правоохранительных органов для его задержания. Были опасения, что скандал в Италии может помешать».
Чем сейчас занимается Аблязов и кому достались его активы?
Казахский инвестор
Погоня за банкиром и поиск его миллиардов начались в 2009 году, после национализации в Казахстане БТА Банка. Второго марта генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по подозрению в присвоении и растрате Аблязовым чужого имущества. Основатель банка скрылся от преследования в Великобритании и заявил, что Нурсултан Назарбаев захватил его собственность стоимостью $10 млрд, чтобы установить контроль над банковской системой страны. Государственный фонд «Самрук-Казына», получивший при национализации 75,1% банка, обнаружил убыток в $9,9 млрд за 2008 год. «Кредитный портфель БТА Банка составлял $15 млрд и на три четверти был связан с компаниями самого Аблязова, — рассказывает Павел Просянкин. — Кредитные досье большей части этого портфеля, как оказалось, хранились в России».
Мухтар Аблязов впервые рассказал Forbes о своем бизнесе в России в 2006 году. К тому времени Аблязов был собственником БТА Банка (бывший казахский филиал Промышленно-строительного банка СССР), успел поработать министром энергетики, индустрии и торговли Казахстана, отсидеть год в тюрьме по приговору о хищениях и освободиться в 2003 году по указу Назарбаева о помиловании. Выпускник Московского инженерно-физического института в свои 43 года выглядел намного моложе, говорил тихо и по делу: «У нас в России семь проектов. Мы строим складской комплекс в Домодедово на $1 млрд; гостиница, деловой и торгово-развлекательный центр с океанариумом на Поклонной горе — еще $600 млн, с партнером возводим 75-этажный небоскреб в Москва-Сити — это около $400 млн; торговый центр под Павелецкой площадью. За $100 млн купили угольную компанию в Красноярском крае… Когда завершим проекты, они будут стоить минимум $4 млрд».
Еще одним амбициозным проектом казахского банкира было строительство в районе Домодедово целого города с населением 150 000 человек, проживать эти люди должны были в основном в массовой застройке (от $100 000 за квартиру), а состоятельная часть — в особняках (от $1 млн). Аблязов планировал создать в Домодедово русский Голливуд и русский Оксфорд, вложив около $1 млрд. Сам БТА Банк на тот момент оценивался в $3 млрд.
Российская компания Аблязова «Евразия» была создана годом ранее. Кто финансировал ее проекты? Отвечая на этот вопрос, Аблязов называл банковскую систему Казахстана лучшей в СНГ: «Банковская реформа в стране проводилась раньше и жестче. Еще в 1994 году Нацбанк прекратил прямое кредитование банков, пришлось учиться самим привлекать средства. Посмотрели на Запад…» Аблязов не раскрывал тогда свою долю в БТА Банке, а «Евразию» называл своим личным проектом.