Российский бизнес пока не придает серьезного значения GDPR

ForbesБизнес

Дела поважнее. Почему российские компании не защищают личную информацию

Российский бизнес пока не придает серьезного значения Европейскому регламенту по защите персональных данных (GDPR), несмотря на штраф до €20 млн или 4% от глобального годового дохода

gettyimages-597665673.jpg__1538043193__86584.jpg

Европейский регламент по защите данных (GDPR) действует почти три с половиной месяца. По заявлениям субъектов персональных данных, в Европейском союзе начались первые проверки организаций. Например, в тот день, когда регламент вступил в силу, австрийский активист и юрист Макс Шермс подал три жалобы на общую сумму €3,9 млрд на Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и ее дочерние компании WhatsApp и Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), а также жалобу на операционную систему Android от Google на сумму €3,7 млрд. По его мнению, поля согласия на обработку персональных данных у этих компаний не дают пользователю свободы выбора на предоставление или непредоставление своих данных, как того требует GDPR (freely given).

Регламент работает по экстерриториальному принципу, а это значит, что соблюдать его должны и компании, находящиеся за пределами Европейской экономической зоны (страны-члены Европейского союза, а также Исландия, Лихтенштейн и Норвегия), если они: 1) обрабатывают персональные данные субъектов, находящихся в Евросоюзе, предоставляя им товары и услуги или осуществляя мониторинг их действий, 2) обрабатывают персональные данные, предоставляя услуги по их обработке организациям, попадающим под действие GDPR.

Российские компании — не исключение, и с учетом огромных штрафов за нарушение регламента (до €20 млн или 4% от глобального годового дохода группы компаний) можно было предположить, что бизнес с большим вниманием отнесется к новым требованиям.

Мы решили проверить эту гипотезу и изучили веб-сайты крупнейших российских компаний, взяв за основу рейтинг Forbes «200 крупнейших частных компаний России» за 2017 год. По меньшей мере четверть из 160 проанализированных организаций попадает под действие GDPR из-за наличия дочерних компаний, представительств и офисов в странах Евросоюза, сайта на языке страны-участницы Евросоюза, с помощью которого пользователи из Европы могут заказать услуги или товары, а также наличия вакансий, на которые могут откликнуться субъекты, находящиеся там. Чаще всего компании собирают ФИО, адрес электронной почты, телефон, логин, IP и cookies с использованием веб-сайтов.

По результатам анализа оказалось, что всего 4 веб-сайта близки к соответствию требованиям GDPR. Из остальных: 83% не предусматривают всплывающее окно для согласия на сбор cookies, у 77% отсутствует возможность получения явного согласия на обработку персональных данных, у 60% недоступна для ознакомления политика конфиденциальности. И это только верхушка айсберга, а ведь GDPR регламентирует не только порядок получения согласия на сайтах компаний, но и внутренние процессы компании по обработке и защите персональных данных.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении