Крадущийся тигр: Успех Huawei в России

Что сделало компанию Huawei лидером российского рынка

РБКБизнес

Крадущийся тигр: Успех Huawei в России

Если бы мы присваивали номерные позиции иностранным компаниям в рейтинге РБК 500, структура китайского телеком-гиганта Huawei в 2018 году с ходу дебютировала бы во второй сотне списка. Что сделало компанию лидером российского рынка?

Текст Павел Карасев

CEO потребительского подразделения Huawei Ричард Ю

В июне 2018-го Huawei впервые обошел американскую Apple по объему продаж смартфонов в российских интернет-магазинах. Спрос подстегнул выпуск нескольких популярных моделей суббренда Honor, писала газета «Ведомости» со ссылкой на статистику ретейлеров. Этот успех превратил китайского производителя в лидера всего местного рынка — в рознице компания также опередила конкурентов.

Совокупно по всем каналам Huawei в июне завоевал долю 24,4% против 23,2% у Samsung и 12,4% у Apple (всего за месяц в России было продано 12,7 млн смартфонов). Триумф в мобильном сегменте лишь подтвердил: китайская компания не первый год уверенно чувствует себя на российском рынке, и появление ее юридического лица «Техкомпания Хуавэй» в РБК 500 было лишь вопросом времени.

500 млрд рублей в «цифру»

Офис Huawei в России был открыт еще в 1997 году. Для компании это был первый опыт выхода за рубеж, потому планирование экспансии было особенно тщательным. В первые годы Huawei ориентировался на государственных и корпоративных клиентов и развивался в первую очередь как поставщик телекоммуникационной инфраструктуры. К 2001 году объем продаж в России уже превысил $100 млн, писал журнал ChinaPRO.

В сегменте сетевого оборудования главным конкурентом Huawei в те годы была американская Cisco. Сегодня китайский гигант уже не ориентируется на другие компании, заверяет Оу Ивэй, гендиректор Huawei Consumer Business Group (HCBG) в России, Центральной Азии и странах Кавказа. «Наш главный конкурент — это мы сами. Мы знаем рынок, следим за тем, что происходит вокруг и всегда видим потенциал для развития», — заявил он через представителя компании журналу РБК.

Закрепив позиции в b2b-сегменте, в 2013 году Huawei включился в борьбу и за потребительский рынок. Этому предшествовала богатая история сотрудничества компании с российскими мобильными операторами. Главным партнером Huawei в стране с начала нулевых был «МегаФон», писал журнал Forbes в 2014 году. По данным издания, китайский гигант предоставлял оператору финансирование под модернизацию инфраструктуры на выгодных условиях — объем инвестиционного контракта оценивался в $40 млн. При этом Huawei работал и с другими участниками «большой тройки»: например, производил дешевые партии смартфонов, которые продавались под брендами операторов в их собственных розничных сетях.

Россия оказалась выгодным рынком для экспансии Huawei и других китайских компаний, отмечали в недавнем исследовании аналитики Ersnt & Young (E & Y): рентабельность бизнеса в стране остается на уровне, сопоставимом с КНР, — 10–20%, при этом сохраняются перспективы роста. Главный риск эксперты связывали с протекционистской политикой властей, правда, ограничения пока в первую очередь бьют по западным игрокам из стран, правительства которых ввели санкции против России.

Оу Ивэй с выводами Ernst & Young согласен — особенно менеджер подчеркнул, что из-за специфики российского рынка Huawei доработал стратегию развития. В новом варианте главный акцент сделали на развитие двух брендов Huawei и Honor : «По всему миру Huawei всегда адаптирует свои продукты и свою работу под местные законы и требования покупателей».

На недавней партнерской пресс-конференции, посвященной развитию цифровой экономики, гендиректор Huawei в России Эйден У подтвердил важность российского рынка, и сообщил, что компания планирует инвестировать в цифровую экономику страны более 500 млрд руб. к 2020 году.

Санкции во благо

Центральный офис Huawei в России сейчас находится в Крылатском, недалеко от Гребного канала. В современном здании работают все три подразделения компании — корпоративный, потребительский и сотовый сегменты. Рост арендуемой площади отражает динамику бизнеса: если в 2006-м Huawei занимал чуть больше 4,5 тыс. кв. м офисного пространства, то сегодня эта цифра подскочила до 13 тыс. кв. м.

Россия вошла в десятку приоритетных направлений для китайских инвестиций в 2014-м — аккурат с началом геополитического противостояния страны с Западом, отмечают аналитики E & Y. Huawei на резкий рывок в масштабах бизнеса понадобилось еще два года: если с 2009-го по 2016-й объем выручки увеличился с 4 млрд до 36 млрд руб., то в прошлом году показатель подскочил почти вдвое, до 61 млрд руб., свидетельствуют данные СПАРК.

Первые два квартала 2018 года для компании также стали финансово успешными, отмечает Оу Ивэй: «В первом квартале мы вышли на второе место по продажам [смартфонов], а уже во втором — на первое. Сейчас мы лидируем на рынке с долей 25–27%». Он также отмечает, что у компании «одна из лидирующих позиций» на рынке планшетов, не уточняя деталей.

Китайский рецепт

В сегменте смартфонов Huawei набирает обороты не только на российском рынке — по данным IDC, глобальные продажи компании во втором квартале 2018-го также впервые в истории оказались больше, чем у Apple: 54,2 млн устройств против 41,2 млн. Впереди только южнокорейский гигант Samsung с 71,5 млн гаджетов. Год к году продажи Huawei подросли на 10,7%, подсчитали эксперты. Всюду реализацию смартфонов подстегивает продукция Honor, констатируют они. Оу Ивэй объясняет разницу: «Бренд Huawei ориентирован на покупателей, которым важны в первую очередь дизайн и продвинутые характеристики, решение бизнес-задач. Honor ориентирован на молодую и активную аудиторию. Именно синергия двух брендов позволила нам достичь выдающихся результатов».

На российском рынке лидерство Huawei в продажах смартфонов удивления не вызвало. Это закономерный результат экспансии, запущенной в 2013 году, отмечает представитель объединенной сети «М.Видео» и «Эльдорадо». По его словам, начиная с 2016-го продажи продукции Huawei растут вдвое каждый год. С этой оценкой согласна и старший вице-президент объединенной компании «Евросеть | Связной» Дагмара Иванова: «За пять лет бренды Huawei и Honor в совокупности нарастили продажи на российском рынке в 7,5 раза — с 0,4 млн штук в 2013 году до 3 млн в 2017-м. В денежном выражении рост еще более колоссальный: 33,8 млрд руб. в 2017-м против 3 млрд руб. в 2013-м».

Оу Ивэй эту динамику связывает с правильным фокусом бизнеса: «Мы исповедуем клиенто-ориентированный подход. Поэтому в России запускаем смартфоны с отличными камерами, мощными процессорами и элегантным дизайном». У Ивановой из «Евросети | Связного» более подробное объяснение: рост продаж китайской компании она связывает с «частым обновлением модельного ряда, правильным позиционированием, качественной технической начинкой, уникальным дизайном и хорошим соотношением цена/ функционал». Также все игроки рынка выделяют как слагаемое успеха маркетинговую стратегию Huawei — в России у компании пока не было промахов, подобных неудаче на египетском рынке: в середине августа местное подразделение уличили в подмене рекламных фото.

Самые популярные модели Huawei и Honor в России — среднего ценового сегмента в диапазоне от 10 тыс. до 20 тыс. руб. Спрос в этом сегменте вырос год к году на 40% в штуках, а выручка от продаж — более чем втрое, уточняет представитель «М.Видео/Эльдорадо».

В июне 2018-го официальным партнером Huawei стал китайский интернет-магазин Tmall, часть Alibaba Group. Теперь онлайн-ретейлер эксклюзивно продает некоторые устройства российским потребителям. Оу Ивэй при этом отмечает, что для Huawei «важны все каналы дистрибуции», а большинство предварительных заказов компания все равно получает через собственный интернет-магазин.

Бренд пошел и в розницу. «В России для покупателей важна возможность пощупать продукт перед покупкой. Поэтому с 2017 года мы развиваем собственную сеть магазинов, многофункциональных центров, где потребитель может не только получить консультацию и приобрести устройство, но поучаствовать в образовательных мастер-классах», — рассказывает глава HCBG. В Москве открыто два магазина на Тверской улице, и в компании обещают, что в скором времени точек станет гораздо больше.

Американская угроза

Huawei в силу масштабов бизнеса не может не быть игроком в геополитическом поле, пусть сама компания традиционно дистанцируется от политических вопросов. И если в России девальвация рубля и конфликт руководства страны с Западом оказались на руку китайской корпорации, то в США, к примеру, производитель, напротив, стал жертвой протекционистских мер.

В августе президент Дональд Трамп запретил госслужащим использовать продукцию Huawei и еще одной компании из КНР ZTE в рабочих целях. Также под эмбарго попало оборудование для развития сетей 5G китайского производства. В феврале 2018-го СМИ сообщали о рекомендации спецслужб США американским пользователям воздержаться от использования смартфонов из КНР — из-за угрозы утечки персональных данных. Сами производители обвинения в свой адрес отвергали.

Фото: Albert Gea/reuters

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мамаево кокорище Мамаево кокорище

Телеграм-канал «Беспощадный пиарщик» о главных событиях уходящего медиагода

Esquire, декабрь'18
Новый BMW X4 – уникальный стиль и спортивный характер Новый BMW X4 – уникальный стиль и спортивный характер

Новый BMW X4 открывает еще одну главу в истории успеха баварского бренда

National Geographic, сентябрь'18
Русский волонтер Русский волонтер

Кто и зачем в нашей стране работает бесплатно

Русский репортер, март'18
Как и с чем носить поясную сумку: 3 модных идеи для осени Как и с чем носить поясную сумку: 3 модных идеи для осени

Поясные сумки остаются с нами как минимум еще на пару сезонов

Cosmopolitan, сентябрь'18
Номиналы Номиналы

Почему бизнес зицпредседателей в России сокращается, но не исчезает

РБК, декабрь'18
Секреты Гвинет Пэлтроу: как в 46 выглядеть молодо и выйти замуж за красавца Секреты Гвинет Пэлтроу: как в 46 выглядеть молодо и выйти замуж за красавца

Действительно проверенные и рабочие рецепты красота Гвинет Пэлтроу

Women’s Health, сентябрь'18
Израиль всегда готов извиниться Израиль всегда готов извиниться

Чем обернется «диванная» война между Россией и Израилем

СНОБ, сентябрь'18
Сезон мотивации. Почему мы ходим на тренинги, но это не помогает Сезон мотивации. Почему мы ходим на тренинги, но это не помогает

Люди готовы отдать половину зарплаты, чтобы услышать мотивационные речи коучей

Forbes, сентябрь'18
Волонтерство выгодно бизнесу Волонтерство выгодно бизнесу

Какого типа волонтерство бывает и почему оно выгоднее спонсорства

СНОБ, сентябрь'18
В двух Томах В двух Томах

Том Харди поистине двулик. Милый человек в жизни — воплощение зла на экране

Glamour, октябрь'18
Зуд во влагалище: почему возникает и как от него избавиться Зуд во влагалище: почему возникает и как от него избавиться

Зуд во влагалище: почему возникает и как от него избавиться

Women’s Health, сентябрь'18
Старость не в радость. Пенсионная реформа станет ошибкой властей Старость не в радость. Пенсионная реформа станет ошибкой властей

Объявленная пенсионная реформа будет воспринята как несправедливая

Forbes, сентябрь'18
Пробирка ценой в $7 трлн. Трамп назвал худшую ошибку в истории США Пробирка ценой в $7 трлн. Трамп назвал худшую ошибку в истории США

Глава Белого дома оценил американское вторжение в Ирак и Афганистан в $7 трлн

Forbes, сентябрь'18
10 крупнейших работодателей России среди частных компаний — 2018 10 крупнейших работодателей России среди частных компаний — 2018

В десятке крупнейших частных компаний работает суммарно более 1,1 млн человек

Forbes, сентябрь'18
Джордж Оруэлл Джордж Оруэлл

Джордж Оруэлл. Портретная галерея Дмитрия Быкова

Дилетант, сентябрь'18
Команда мечты Команда мечты

Слава, которая обрушилась на первых ведущих MTV, сделала их звездами внезапно

OK!, сентябрь'18
Синдром «все сама»: как научиться просить и принимать помощь Синдром «все сама»: как научиться просить и принимать помощь

Почему женщины не умеют просить о помощи, отвергают ее и что с этим делать

Psychologies, сентябрь'18
Доходный коридор Доходный коридор

ЦБ все-таки закажет повторное исследование тарифов «автогражданки»

РБК, сентябрь'18
Тест BMW M5, машины по превращению резины в дым Тест BMW M5, машины по превращению резины в дым

Тест BMW M5, машины по превращению резины в дым

Maxim, сентябрь'18
Чудо без фотошопа Чудо без фотошопа

Художник, который каждый кадр превращает в аншлаговый спектакль

StarHit, сентябрь'18
Ревность, подозрительность и другие признаки паранойи Ревность, подозрительность и другие признаки паранойи

Испытывая сильные чувства к человеку, мы на многое закрываем глаза

Psychologies, сентябрь'18
Живые медовые бочки Живые медовые бочки

Для хранения пищи некоторые виды муравьев используют живые кладовые

National Geographic, сентябрь'18
Надежный рекордсмен Надежный рекордсмен

Сельскохозяйственные тракторы и рекорды «Ростсельмаша»

Популярная механика, октябрь'18
Дентальный футуризм Дентальный футуризм

Тебе по зубам. Как мы будем жевать в обозримом будущем

Men’s Health, октябрь'18
Отель The Capitol Kempinski Hotel Singapore принимает первых гостей Отель The Capitol Kempinski Hotel Singapore принимает первых гостей

Отель The Capitol Kempinski Hotel Singapore

Cosmopolitan, сентябрь'18
Люси и Люк Мейер рассказывают о своей работе в Jil Sander Люси и Люк Мейер рассказывают о своей работе в Jil Sander

Не просто модный минимализм, а целая жизненная философия

Vogue, сентябрь'18
Путевка в бизнес. Глава «Натали Турс» возвращается в туризм Путевка в бизнес. Глава «Натали Турс» возвращается в туризм

Президент «Натали Турс» планирует начать бизнес с нуля вместе с новым инвестором

Forbes, сентябрь'18
Секреты индустрии: о чем молчат производители косметики Секреты индустрии: о чем молчат производители косметики

Опасные вещества в косметике

SNC, сентябрь'18
Ребенок с высокой чувствительностью: 10 признаков Ребенок с высокой чувствительностью: 10 признаков

Признаки детей с высокой чувствительностью

Домашний Очаг, октябрь'18
Что носили мужчины на этой неделе Что носили мужчины на этой неделе

Венсан Кассель выглядит лучше, чем на собственной свадьбе

GQ, сентябрь'18