Прикладная математика
Единый учебник или разнообразные трактовки, единый экзамен или индивидуальный подход, образовательный комплекс или частная школа? Автор классической картины «Устный счет» был явно на стороне педагога-новатора.
Богданову-Бельскому позировали для портретов Николай II и вдовствующая императрица, но куда больше художнику нравилось писать крестьянских детей из села Татево. В местной школе даже стояла «Николая Петровича парта», за которой живописец, когда приезжал, делал наброски с учеников. Татевская школа была особенно дорога Богданову-Бельскому: без нее и преподававшего там профессора Сергея Рачинского он не стал бы художником.
Рачинский, биолог, в прошлом преподаватель Московского университета, в 1872 году переселился в родовое имение Татево. Там, в селе, уже была школа для крестьянских детей. И Рачинский превратил ее в школу-интернат нового типа с собственной системой преподавания: теоретические занятия дополнялись практическими (детей обучали ремеслам и навыкам, полезным для сельской жизни), а также эстетическим воспитанием. Педагог-энтузиаст заметил мальчика с художественными способностями, незаконнорожденного сына бедной батрачки, и зачислил его в татевскую школу, где организовал класс иконописи и сам вел рисование. Рачинский хотел, чтобы его ученики, получив знания, оставались в деревне просвещать крестьян, но самым одаренным помогал сделать карьеру в городе. Николая он направил получать дальнейшее образование в иконописную мастерскую, а после — в художественное училище в Москве, к лучшим пейзажистам, оплатив обучение юноши. «Я всем, всем ему обязан!» — говорил впоследствии Богданов-Бельский. Школа в Татеве существует до сих пор и в наши дни носит имя Сергея Рачинского.