Венгерская хроника
К 1860-м годам живописный портрет окончательно уступил массовую аудиторию новомодной фотографии. Но ещё долго сюжетную хронику вели только художники. Сегодня придворную жизнь второй половины XIX века мы во многом представляем по акварелям венгерского мастера Михая Зичи.

Талантливый 20-летний выпускник Венской академии художеств Михай Зичи (Mihaly Zichy) приехал в Петербург в 1847 году для обучения рисованию племянницы Николая I великой княжны Екатерины Михайловны. Скоро он прославился удивительным мастерством быстро писать акварелью сценки из жизни с очень точным портретным сходством персонажей. В 1858 году знаменитый французский писатель Теофиль Готье в популярной книге «Путешествие в Россию» посвятил Зичи целую восторженную главу. После этого Михая назначили придворным живописцем, и за 15 лет он создал множество виртуозных сцен императорских балов, охот, парадов, приёмов, праздников. Кроме того, предвосхищая современные социальные сети, Зичи для развлечения царской семьи рисовал шуточные карикатуры на приближённых вельмож и забавные происшествия с ними.
С 1874 по 1880 год Зичи жил в Европе. Но затем вернулся в Петербург и вплоть до своей смерти в феврале 1906 года вёл акварельную хронику придворной жизни Александра III и Николая II. Кроме того, Зичи иллюстрировал произведения Лермонтова, Гоголя, Шота Руставели. Сегодня памятники венгерскому художнику установлены в Будапеште и Тбилиси.

Для создания жанровых картин Зичи прямо во время события делал эскизы, затем набрасывал портреты действующих лиц, а потом складывал всё вместе в единую композицию. Для этого требовались очень верный глазомер и большая точность, наряду с быстрой и уверенной кистью. Эти качества видны уже в ранних работах художника, например, в хранящейся в Эрмитаже серии фигур артиллерийских и инженерных офицеров, которая датируется 1853 годом. Многие из них до сих пор остаются анонимными.

На одной из акварелей изображён полковник гвардии в форме адъютанта. Это само по себе примечательно, поскольку обычно адъютантами служили молодые офицеры в чине не выше капитана. Иметь адъютантом целого полковника, да ещё и гвардейца, мог только кто-то из высших сановников. При проверке списков выяснилось, что Зичи нарисовал Григория Григорьевича Вилламова, состоявшего адъютантом при сыне Николая I — великом князе Михаиле Николаевиче, который числился генерал-фельдцейхмейстером — начальником всей русской артиллерии. Правильность