Операция «Оливковая ветвь»
С Античных времен олива в Греции была символом мира и победы. В наши дни к этим ценностям прибавилось экономическое благополучие тысяч греческих семей. «Вокруг света» побывал на оливковых плантациях Халкидики и понял, что течет в жилах греков
«Вы знаете историю про богиню Афину и подаренное ею грекам оливковое дерево?» — спрашивает Алекс, метрдотель пятизвездочного отеля Athena Pallas Village на Халкидики, провожая нас с фотографом Костей и переводчиком Женей в местный ресторан.
Древнегреческий миф мы уже слышали дважды: в интерпретации русскоязычного таксиста по дороге из аэропорта, а также от разговорчивого продавца в магазине, куда заходили купить воды. Мы интенсивно киваем, но Алекс, не обращая на это никакого внимания, вдохновенно продолжает: «По легенде, у Афины был территориальный спор с Посейдоном, при этом судьями выступали люди. Боги „мерились“ дарами. Вода, которую „продвигал“ Посейдон, оказалась соленой, непригодной для питья, а вот оливковое дерево, подарок Афины, пришлось грекам весьма ко двору».
Коренной зуб
Мы заходим во внутренний двор отеля, где расположен ресторан. Первое, что бросается в глаза, — уродливое, покрытое наростами полуживое дерево. Широченный ствол, который мы втроем с фотографом и переводчиком, взявшись за руки, насилу бы обхватили, невыгодно выделяется на фоне пятизвездочного лоска. Более того, каменная терраса, построенная рядом с «фитодинозавром», делает у корней вежливую дугу, будто обтекая его. То есть строители, вместо того чтобы выкорчевать монстра, зачем-то сделали его центром архитектурной композиции.
«Это, конечно, не тот самый подарок Афины, — произносит Алекс, бережно касаясь коры, сбегающей вниз потоками застывшей лавы, — но этому оливковому дереву, по моим подсчетам, тысяча лет».
Тем временем официанты выставляют закуски: греческий салат, дзадзики, саганаки, спанакопиту и, конечно же, оливки. Крупные, мясистые, правильной овальной формы. «Это местные, халкидикийские, — рассказывая, Алекс буквально светится от гордости. — А вот, например, миндалевидные плоды собирают в районе Пелопоннеса, продолговатые — в Каламате. На Корфу растут мелкие оливки. Их в основном используют для производства масла…»
Однако меня больше интересует логика дизайнера, который, вместо того чтобы удалить трухлявый зуб, позволил ему доминировать в патио. Выясняется, что на территории Греции действует закон, согласно которому требуется специальное разрешение даже на пересадку оливкового дерева, не говоря уж о его удалении. «Но поймите, уважение к оливе обусловлено не буквой закона, оно в первую очередь исходит от людей, — разъясняет Алекс, явно задетый моим замечанием про мастодонта во дворе. — У греков действительно есть причины быть благодарными оливковому дереву испокон веков. Масло использовалось в пищу и горело в лампадах, древесина применялась для строительства и изготовления кухонной утвари. К тому же в тени оливковых деревьев всегда можно было найти прохладу в жаркий летний день».
Наш экземпляр, к сожалению, с этой функцией уже не справляется. «А сколько времени это уважаемое дерево еще может здесь простоять?» — интересуюсь, пережевывая сочную, чуть горчащую мякоть оливок. «При должном уходе еще пятьсот лет запросто проживет. Плодов только не даст. Ведь плодоносит оливковое дерево лишь первые сто лет своей жизни».