Научный халифат
Соседние цивилизации – как сообщающиеся сосуды. Пять столетий Золотого века ислама были временем расцвета всех наук, что, в конечном счете, принесло много пользы и христианскому Западу

Золотой век ислама начался в VIII веке – в пору, когда Арабский халифат в результате завоеваний достиг максимальных размеров. Территория мусульманского мира протянулась от Индии до Пиренеев, а арабский язык стал на этом пространстве языком международного общения. В эпоху расцвета халифы и местные правители охотно вкладывались в развитие учености и искусств; эта тенденция продолжилась и когда халифат начал распадаться на отдельные государства. При мечетях организовывались библиотеки и медресе, в крупных городах строились обсерватории и научные центры наподобие «Дома мудрости» в Багдаде, основанного халифом Харуном ар-Рашидом и его сыном аль-Мамуном. В Фесе, в Северной Африке, зажиточная дама Фатима аль-Фихри основала в 859 году медресе, которое впоследствии стало старейшим университетом в мире. Золотой век закончился в XIII столетии, когда процветающие города мусульманского Востока пали под ударами монгольских армий, но труды ученых той эпохи продолжали менять мир.

Переводы
Исламский мир сохранил для средневековой Европы существенную часть ее же собственного наследия – античных текстов. После крушения Западной Римской империи там на несколько веков были утрачены труды многих именитых древних авторов. Но в то время как в Европе продолжались так называемые Темные века, в городах арабского Востока процветала наука, в том числе школы перевода. В IX веке в «Доме мудрости» в Багдаде лучшие умы трудились над переводами античных текстов с греческого и сирийского на арабский. Века спустя эти арабские тексты попали в Европу через отвоеванные в XI веке у мусульман часть Пиренейского полуострова и Сицилию и, в свою очередь, были переведены на латынь. В распоряжении христиан оказались богатые библиотеки на арабском и греческом языках. Например, труд Клавдия Птолемея, который в Средневековье знали под арабским названием «Альмагест» – сумма античных знаний в области астрономии.
В XI веке уроженец Карфагена Константин Африканский перевел с арабского на латынь главные античные труды по медицине – сочинения Гиппократа и Галена, а в следующем столетии британский богослов Аделард Батский – «Начала» греческого «столпа геометрии» Евклида. Даже главные философские работы Аристотеля попали на запад через арабов в XII–XIII веках. Помимо наследия Античности, в средневековой Европе переводили сочинения мусульманских ученых, и эти труды сыграли не менее важную роль в истории основных научных дисциплин.
Химия
Хотя само слово «химия» греческого происхождения (по одной из версий, χυμεία было производным от χύμα «литье металла»), в средневековую Европу оно попало из арабского языка с характерным артиклем «ал».
Самым знаменитым алхимиком был Джабир ибн Хайан, в латинских переводах известный как Гебер, придворный ученый халифа Харуна ар-Рашида, создавший целую теорию о таинственном искусстве превращения неблагородных металлов в золото. Ибн Хайану, жившему в VIII веке, приписывают создание ртутно-серной теории, объяснявшей главный алхимический процесс – трансмутацию металлов – тем, что все они суть соединение алхимической (не путать с обычной) серы с алхимической ртутью в разных пропорциях. Позже другой знаменитый алхимик и врач Ар-Рази добавил третью составляющую – соль. Если научиться эту пропорцию менять, то можно неблагородный металл превращать в благородный. Эта теория стала очень влиятельной на средневековом Западе, однако Джабир ибн Хайан вошел в историю науки с прозвищем «отец химии», а не ее предшественницы алхимии. Трудно сказать, какие из трех тысяч приписываемых ему трудов на самом деле принадлежат перу этого человека. Однако считается, что он один из первых попытался классифицировать известные в то время химические вещества. Арабские ученые усовершенствовали процесс дистилляции, который практиковался еще в Античности. Благодаря этому ибн Хайан, вероятно, первым получил «царскую водку», способную растворять золото и платину; и по сей день ее используют для очищения металлов от примесей.