«Американская двухпартийность. От Джорджа Вашингтона до Джо Байдена». Как менялись партийные системы США
Противостояние Демократической и Республиканской партий США длится с середины XIX века. За это время как двухпартийная система, так и сами партии неоднократно менялись и обновлялись. В книге «Американская двухпартийность. От Джорджа Вашингтона до Джо Байдена» (издательство «Весь мир») историк-американист Владимир Согрин рассказывает о том, какими были и почему сменяли друг друга американские партийные системы. Оргкомитет премии «Просветитель» включил ее в длинный список из 16 книг, среди которых будут выбраны финалисты и лауреаты премии. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным Франклину Делано Рузвельту — кандидату от демократической партии, который победил на первых президентских выборах после Великой депрессии.
Франклин Делано Рузвельт: Реформатор и прагматик
В результате экономического кризиса 1929—1933 гг. прежнее десятилетие «просперити» предстало канувшим в Лету золотым веком. Спад в строительстве составил 72 процента, в угледобывающей промышленности 42 процента, а в сталелитейной 400 процентов. Безработица выросла в восемь раз, а частичная безработица была гораздо выше. По данным АФТ, в 1932 г. полностью занятыми были только 10 процентов рабочих. После «черных» дней 24 и 29 октября 1929 г. произошло 130 тыс. коммерческих банкротств, закрылись 5760 банков. Объем инвестиций с 1929 по 1932 г. сократился с 16,2 до 0,8 млрд долл. Подобной экономической катастрофы США не знали ни до, ни после 1929—1933 гг.
Осенью 1932 г. в ходе президентских выборов кандидат от Демократической партии Ф.Д. Рузвельт одержал победу, предложив либерально-прогрессистскую альтернативу Республиканской партии. В либерально(реформистскую веру Рузвельт обратился в начале ХХ в., будучи студентом Гарвардского университета. Он стал горячим поклонником реформаторских идей Теодора Рузвельта и Вудро Вильсона, но предпочтение отдал либерально(прогрессистскому подходу Демократической партии. Искренность его убеждений была испытана во время пребывания Ф.Д. Рузвельта на посту губернатора штата Нью-Йорк, на который он был избран в 1928 г. и переизбран в 1930 г. В течение короткого времени губернатор предложил серию мер помощи фермерам, безработным, другим категориям сограждан, названных позднее «забытыми американцами».
В 1932 г., когда Рузвельт, кандидат в президенты США от Демократической партии, отстаивал либерально-прогрессистский подход, нареченный позднее Новым курсом, Г. Гувер, вновь выдвинутый в президенты от Республиканской партии, оценил соперничество: «Данная кампания представляет нечто большее, нежели соперничество двух партий, это соперничество двух философий правления».
Рузвельт был твердым приверженцем капиталистической цивилизации и не мыслил альтернативное развитие Соединенных Штатов как выбор между капитализмом и социализмом. Он признавал реальным для своей страны выбор между двумя «школами мысли — либеральной и консервативной». В отличие от консерватизма, отдававшего развитие США в распоряжение «естественных» сил, либерализм в рузвельтовской трактовке защищал целенаправленные усилия государства по преобразованию общества и объединению вокруг него разных классов и слоев. Эта трактовка, тождественная социальному либерализму, зародилась еще на рубеже XIX—XX вв., но на рузвельтовском этапе она окончательно стала отождествляться с либерализмом в целом, в то время как классический либерализм приобрел имидж консерва тизма, взятого на вооружение Республиканской партией.
Рузвельт являлся сторонником преобразований, которые должны были совершенствовать, но не отменять демократические нормы, закрепленные в Декларации независимости и федеральной Конституции. Рузвельт пришел к власти, когда в двух крупных европейских государствах (Германии и СССР) их спасателями выступили авторитарные вожди, добившиеся поддержки общества и успеха на практике при помощи карающей руки. В глазах Ф.Д. Рузвельта оба авторитарных вождя являли собой зло. Рузвельт хотел обыграть оппонентов на основе демократических процедур. Но для успешной политической практики в разрушающейся цивилизации этого было недостаточно. Требовались смелые эксперименты. Это Рузвельт осознавал уже во время президентской кампании 1932 г.: «Страна нуждается, и если я правильно понимаю ее настроения, она требует смелого и настойчивого эксперимента. Здравый смысл