«Тяжелые времена для обувного бизнеса»: почему закрылся бренд, который обувал Урганта
Основатель российского обувного бренда Gottlieb Schwarz Андрей Жакевич делал обувь для российского ведущего и актера Ивана Урганта и запускал обувное направление для таких марок, как Pangaia, WOS Brand: «Волк оф Шейм» и Alexander Terekhov. Но из-за последствий «спецоперации» Жакевич был вынужден закрыть компанию, которую развивал с 2010 года. Бренд не смог найти замену иностранному сырью на российском рынке, а повышать цены не захотел. Теперь основатель работает в найме.
Обувной бизнес предпринимателя Андрея Жакевича сильно пострадал от последствий «спецоперации»* России на Украине. После февраля 2022 года его бренд Gottlieb Schwarz, как и многие другие в этой сфере, столкнулся с ростом цен на итальянскую кожу, а достойной замены в России не нашел. «Чтобы сохранить бизнес, нужно было либо переходить на другое сырье, которое качественно уступало прежнему, либо сильно повышать цены из-за дополнительных расходов, которые возникают при параллельном импорте. Это не то, к чему я изначально стремился», — признается Жакевич.
К сентябрю предпринимателю пришлось закрыть компанию, которую он развивал более 10 лет и которая работала в том числе со знаменитостями. Например, одним из его клиентов был Иван Ургант. После неуспеха с бизнесом Жакевич перешел в наем. Теперь он работает в бренде одежды 12 Storeez и разрабатывает биоразлагаемый заменитель кожи на основе сахарной свеклы и целлюлозы из сельскохозяйственных отходов.
Forbes рассказывает, как Gottlieb Schwarz из бренда, который заказывал обувь на контрактном производстве, вырос в полноценную мастерскую, почему столкнулся с кризисом и что другие российские марки делают в аналогичных условиях.
Флорентийский подмастерье
Москвич Андрей Жакевич в 2012 году окончил журфак Российского государственного гуманитарного университета, но уже во время учебы понял, что журналистом не будет. Больше его привлекала идея запуска своего бизнеса в сфере производства обуви. Он рассказывает, что с юности периодически испытывал сложности с подбором подходящего для себя большого размера и модели обуви, которая бы ему нравилось. «В какой-то момент, разочаровавшись в ассортименте магазинов, мне пришла идея самому заняться обувным производством», — рассказывает Жакевич. Тогда ему был 21 год.
Найти в Москве место, где можно обучиться ремеслу обувщика, оказалось непросто. Специализированных техникумов Жакевич не нашел, а мастера, к которым он обращался, отказались принимать ученика «из-за своих предрассудков». Как рассказывает предприниматель, многие из них опасались, что он, узнав все секреты мастерства, уведет у них клиентов.
Около года параллельно с учебой в вузе Жакевич занимался самообучением: выискивал специализированную литературу и обучающие видео в англоязычных YouTube-каналах. А в 2010-м он наткнулся в России на семейную обувную мастерскую «Викарм», которую с начала нулевых в Москве развивали отец и сын Виктор и Арман Хачатряны (Арман впоследствии запустил обувной бренд duet.by.me — Forbes писал о нем в 2020 году). Жакевич напросился в мастерскую учиться и стал заказывать там обувь для себя. В том же 2010-м предприниматель решил создать свой бренд и размещать на «Викарм» заказы по собственным эскизам. Марку назвал Gottlieb Schwarz (Готлиб Шварц) — по имени сапожника, увлеченного обувью, из романа французской писательницы Жорж Санд «Графиня Рудольштадт». Стартовые вложения составили около 100 000–200 000 рублей.
Жакевич быстро пришел к выводу, что нужно организовывать свою мастерскую, а для этого — поехать учиться за рубеж. По его словам, российские фабрики делали обувь недостаточно хорошо, да и перспектив со своей мастерской было больше.
Предприниматель рассказывал vc.ru, что следил за блогом производителя обуви из США Джастина Фитцпатрика и увидел его публикацию о мастерской известного итальянского сапожника по имени Стефано Бемер во Флоренции, в которой тот учился. Жакевич написал в мастерскую мотивационное письмо и в итоге смог устроиться туда учиться подмастерьем. Он признается, что взял академический отпуск, а деньги на учебу ему дал отец — предприниматель Игорь Жакевич, у которого тогда был строительный бизнес. Сейчас Жакевич-старший, согласно СПАРК, является совладельцем фармкомпании «Иммуно-гем».
Поначалу без знания итальянского работать было тяжело. «Я просто наблюдал за тем, чем занимается мастер, — опыт у меня был, и я осознавал, что делает он и что нужно делать мне. Потом освоился, и дело пошло легче», — вспоминал Жакевич в беседе с vc.ru. Во Флоренции суммарно он провел год: девять месяцев создавал обувь вручную в мастерской Бемера, а еще три — с использованием станков на фабрике в другом регионе Италии.
Во время учебы в мастерской Бемера у Жакевича появилась мечта — сделать пару обуви для ведущего и актера Ивана Урганта. Выбор был не случайным. Ургант вместе с телеведущим Владимиром Познером в 2011 году снимал сюжет о Стефано Бемере в рамках своего документального фильма «Их Италия». В процессе съемок, как рассказывает Жакевич, они заказали в мастерской по паре обуви для себя. Сам Жакевич узнал об этой истории позднее, когда приехал во Флоренцию учиться и работать. «У меня тогда появилась идея после возвращения сделать и подарить пару обуви Ивану [Урганту], которая будет ничуть не хуже, чем от итальянского мастера», — вспоминает предприниматель.