Кодекс Вселенной
Как только люди научились запускать в космос искусственные аппараты, перед ними встал важный вопрос, над которым раньше задумывались лишь писатели-фантасты: какие земные или внеземные законы должны действовать за пределами нашей планеты?
С точки зрения права человечество, выйдя в космос, попадало в область неведомого. Накопленные цивилизацией правовые принципы до сих пор регулировали шарообразный мир, на поверхности которого можно было провести границы. Для бесконечного пространства космоса эти механизмы уже не годились. При этом космические корабли во внеземное пространство отправляли земные государства, и в космосе оказывались граждане конкретных стран, часто с воинскими званиями вооруженных сил этой страны. Покидая пределы Земли, они не теряли этой связи.
Космос общий
Первый вариант общих принципов космического права был сформулирован Декларацией Генеральной Ассамблеи ООН в 1962 году. В частности, эта декларация определяла, что государства, запускающие в космос какие-либо объекты, сохраняют над ними свою юрисдикцию, так же как и над их экипажем. Иными словами, советский космонавт оставался советским гражданином вне зависимости от того, сколько раз он облетел вокруг Земли и где именно приземлился.
Государство, запустившее космический корабль, несло полную ответственность, если этот запуск причинил ущерб другому государству. Кроме того, провозглашалось, что любые небесные тела и космос вообще не подлежат «национальному присвоению посредством провозглашения суверенных прав или оккупации». Иными словами, никто не должен провозглашать Луну или другие планеты своими, долетев до них, а военная оккупация Луны будет считаться незаконной.
Для большей обязательности предложенные правила необходимо было закрепить договором. Этот документ, подготовленный в 1966 году Комитетом ООН по космосу, известен как Договор о космосе. В 1967-м его подписали США, Великобритания и Советский Союз. Договор действует до сих пор и является основным документом, которым должны руководствоваться земляне, отправляясь в космос. В нем изложены общие представления о том, что сыновьям и дочерям Земли можно, а что ни в коем случае нельзя делать за пределами нашей планеты.
Если использовать почтенные термины римского права, космос является res communis, то есть общим достоянием. Похожий статус на Земле имеют открытые океанские воды: они не принадлежат кому-либо конкретно, но при этом каждый имеет право ими пользоваться. При ином юридическом регулировании космос и находящиеся в нем тела могли бы считаться res nullis, то есть «ничьей вещью», права на которую может заявить каждый. Но ни США, ни Советский Союз, шедшие тогда в космической гонке практически ноздря в ноздрю, оказались не заинтересованы в таком развитии событий и вряд ли могли убедить остальные страны, что такой подход справедлив.
Впрочем, по отдельным поводам попытки разделить космос не прекращались. Это касается особенно ценных и дефицитных пространств – участков околоэкваториальных орбит, необходимых для размещения геостационарных спутников связи. Часть этих участков (слотов) разделены между государствами мира вне зависимости от их способности выводить на орбиты собственные спутники. Это приводило к прецедентам, когда небольшие Тихоокеанские государства просто «сдавали в аренду» свои орбитальные слоты. В 1976 году несколько государств, расположенных возле экватора, даже заявили, что участки геостационарной орбиты над их странами должны считаться их суверенным ресурсом. Впрочем, великие державы оставили эту дерзкую заявку без всякого внимания.
Неделимая луна
Луна давала поводы для дополнительных правовых вопросов. В отличие от космического пространства вообще, которое можно лишь преодолевать и исследовать, это крупное и наиболее достижимое небесное тело могло представлять экономический интерес. На Луне есть ресурсы, которые можно разрабатывать, – к примеру, изотоп гелия, способный стать источником энергии.
Сразу после успешной лунной миссии США Комитет ООН по космосу занялся разработкой общих принципов эксплуатации Луны и других небесных тел. Здесь, однако, прийти к устраивающему всех консенсусу не удалось. Одной из причин неудачи стала норма, на включении которой в Договор о Луне настаивали развивающиеся страны: спутник Земли объявлялся «общим наследием человечества». Как бы странно ни звучали претензии человеческого рода на «наследственные права» по отношению к внеземному небесному телу (которое, что бы ни говорил герой «Записок сумасшедшего», все-таки не изготовил бочар из Гамбурга), фактически эта норма означала одно: тот, кто будет разрабатывать богатства Луны, должен делиться прибылью или самими ресурсами.