Дипфейки и нейросети: как могут быть использованы голосовые данные из Clubhouse
Популярность голосовых сообщений набирает обороты — о запуске аналога Clubhouse задумался Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), а Telegram в последнем обновлении мессенджера добавил возможность запускать аудиочаты. Гендиректор группы компаний ЦРТ Дмитрий Дырмовский в колонке для Forbes рассуждает, что можно сделать с голосовыми данными из соцсетей и кому они нужны
Каждый день пользователи создают огромные массивы голосовых данных: они пересылают голосовые сообщения в разных мессенджерах, общаются в Zoom, который позволяет записывать разговоры. Есть мессенджер Discord, который геймеры во всем мире используют для голосовых чатов.
Но именно популярность Clubhouse заставила задуматься, как можно использовать большой массив аудиоданных с подобных платформ. Чтобы голосовой формат развивался, на подобные платформы должен прийти крупный бизнес. Компаниям это интересно — и в качестве нового канала коммуникации с пользователями, и в качестве нового канала рекламы и маркетинга. Но если тот же Clubhouse захочет привлечь на свою платформу компании, как это сделали в свое время «традиционные» соцсети (Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Twitter, «ВКонтакте»), ему придется сделать несколько важных шагов в области обработки голосовых данных и безопасности.
Защита от мошенников
Для того чтобы крупный бизнес пришел на новую платформу, нужно обеспечить ее безопасность. Сейчас Clubhouse менее безопасен, чем другие соцсети.
Было бы логично ввести верификацию аккаунтов, когда пользователь подтверждает свой ID с помощью фотографии, и голосовую биометрию, когда пользователь регистрирует свой голосовой образец. Голосовая биометрия позволит использовать технологии голосового антиспуфинга (от англ. spoof. — мистификация). Эту технологию применяют, например, банки. Если оператор разговаривает с клиентом, который предоставлял голосовую биометрию, система во время разговора мониторит голос и сразу же оповещает оператора, если «видит», что голос чужой (это могут быть такие малозаметные для человеческого уха параметры, как тембр, скорость речи, паузы и т. д.). Крупный бизнес считает, что антиспуфинг — это необходимость, и ждет, что такие технологии должны быть интегрированы на любой голосовой платформе. Без этого компании вряд ли придут в тот же Clubhouse — по крайней мере так же массово, как сделали это в других соцсетях.
Правда, прямо сейчас возможности мошенничества в том же Clubhouse ограничены. Может случиться утечка данных с серверов, но априори любая облачная платформа несет ответственность за данные пользователей, поэтому такие утечки случаются редко. В этом смысле Clubhouse не отличается от любой другой соцсети.