Борис Скобелев: Почему люди смотрят скандальные ток-шоу
Фриков и юродивых в обществе воспринимали по-разному в зависимости от эпохи и уровня развития культуры. Об отношении к ним в современных медиа и о новой возможности человека самому выбирать для себя путь фрика, рассказывает специалист по личному брендингу Борис Скобелев
Поразительно, как после локдауна очистилась природа: из сетки телевещания «Россия 1» исчезли выпуски «Прямого эфира» с Гогеном Солнцевым. Кажется, вот-вот загрустят пожилые фанатки шоу Андрея Малахова — их любимого фрика обделили вниманием продюсеры телеканала. Заменят ли любимца вашей старенькой одинокой соседки на другое чудо чудесное? Лишат ли ее внука мишени для мемов?
Отставить переживания! Фрики всегда возвращаются. Пусть и в другом обличии. Ведь они нужны той среде, которая их порождает на свет, будь то федеральный телеканал или крупнейшее YouTube-шоу в русскоязычном сегменте. Так функционируют современные медиа: там, в дневном эфире, среди однообразных трендов, где нет места отличному от большинства образу жизни или иной точки зрения, обязательно появится тот, кто разрядит напряжение от недосказанности. Чудак в перьях и блестках на сцене или эмоциональный провокатор, украшающий собой кожаный диван в студии известного ток-шоу.
Звезда родилась
Фрик XXI века — это, чаще всего, не злосчастный рок и не путь, уготованный судьбой, как это было в предыдущие столетия, а результат осознанного выбора самого героя. В прошлом чудаковатый персонаж — нормис. Человек, который, в глобальном смысле, ничем не отличается от окружающих.
Таким и был когда-то Гоген Солнцев — выпускник ГИТИСа, начинающий режиссер и артист. Мелькая на сцене своего театра и в кадре развлекательных телепрограмм нулевых, он все же дает понять зрителю, что его яркий макияж и необычный наряд — всего лишь сценический образ, который он снимет после своего выступления. Фрик же — к этой группе можно отнести нынешнего Гогена — намеренно стирает грань между фиктивными и реальными сторонами своей личности. У публики не должно быть сомнений, что все происходящее на экране — его настоящая жизнь. В своем интервью в программе «Алена Блин!» Гоген признается, что ни его песни, ни спектакли собственного сочинения не подарили той узнаваемости, которую дали скандальные ток-шоу. После первых появлений в эфире программы «Пусть говорят!» Солнцева начали узнавать в ночных клубах. Вероятно, тогда к нему и пришла идея для новой стратегии развития личного бренда.
Когда нормис становится на путь фрика, он (либо его пиарщик) тщательно продумывает имидж — скелет нового личного бренда. Ведь этот костюм уже не снимешь за кулисами, его придется носить 24/7. Образ экранного чудака собран воедино методом проб и ошибок — это чистый маркетинг: фрик должен нащупать болевые точки, триггеры, той аудитории, на которую он работает. Ведь действия героя в кадре не оставляют публику без эмоций — люди должны смеяться, восторгаться, испытывать презрение и даже ненавидеть.