Андрей Кириленко: «Баскетбол в полной тишине вызывает сильное чувство»
Президент Российской федерации баскетбола рассказал о том, зачем строить масштабные спортивные центры, если для игры достаточного одного кольца, как развивается инклюзивный спорт и почему родителям не стоит растить будущих спортсменов с раннего возраста
Спорту все тяжелее конкурировать за внимание детей и подростков. Множество гаджетов и возможность играть во что угодно, не поднимаясь со стула, стали серьезной преградой на пути поколения зумеров к физической активности. Однако популярность командных видов спорта — и баскетбола в частности — растет. Как сочетаются два эти тренда и что прямо сейчас происходит в российском баскетболе, рассказал знаменитый баскетболист, заслуженный мастер спорта и президент РФБ Андрей Кириленко.
Что происходит с популярностью баскетбола в России?
Она умеренно увеличивается: мы замечаем устойчивый рост интереса в последние 5–10 лет. На сегодняшний день это третий по популярности игровой вид спорта в стране после хоккея и футбола. Мы делим третье место с волейболом, разница по востребованности небольшая: плюс-минус полпроцента.
Есть ли какое-то соревнование между игровыми видами? Вы с другими федерациями стараетесь обогнать друг друга?
Ни в коем случае. Меня часто спрашивают, хотим ли мы обогнать хоккей, футбол, волейбол, — я противник такого подхода. Сам болею за все виды спорта и знаю, что большинство фанатов поступают так же, смотрят разные соревнования. Мне вообще кажется, что спорту нужно бороться только с самим собой. Увеличивать свои цифры, стремиться стать популярнее, привлечь больше игроков и болельщиков.
Популярность измеряется только зрительской аудиторией? Или количеством играющих спортсменов тоже?
И зрителями, и спортсменами, и появлением новых региональных программ. Возможно, это мое субъективное ощущение, но вокруг баскетбола в последнее время все как-то движется. Многие регионы оживились, есть запрос на определенные программы и помощь от нас как от федерации: в стране запускают новые соревнования, появляется больше команд. Поэтому, да, баскетбол прирастает популярностью и участниками.
Вы сказали, что регионы оживились. А что именно баскетбол может дать региону? Разве это не просто дополнительная статья расходов в бюджете?
Баскетбол может решить множество задач. Возьмем, например, Пермский край. Руководство региона активно поддерживает баскетбол, это вид спорта № 1 для всего края. Команда «Парма» привлекает на трибуны по 7–8 тыс. человек, что приносит заметный доход, который идет на развитие спорта. Помимо этого, вокруг клуба возникла целая экосистема с детскими и взрослыми командами, вовлеченность подростков там огромная. В итоге поддержка одной профессиональной команды позволяет закрыть сразу несколько задач региона.
Однако такая поддержка не может быть бесконтрольной: на мой взгляд, регион должен строго спрашивать со своих команд, причем не только в контексте расходования бюджета. Очень важно, чтобы в команде, которая финансируется регионом, играли свои воспитанники, чтобы работал социальный лифт внутри региона. Родители приводят ребенка в семь лет в спортивную школу заниматься баскетболом, а через несколько лет видят, что их сын или дочь играют за городскую, а потом и областную сборную. Вот такого сценария нам важно добиться.