Все на свете из пластмассы
Экологичность, высокотехнологичность, безграничная креативность — Яна Лукина, изучив все плюсы цифровой одежды, предлагает посмотреть правде в глаза и задаться вопросом: а мы точно хотим ее носить?
На обложке сентябрьского номера сингапурского Vogue актриса Джемма Чан — Серси из марвеловского блокбастера «Вечные» — позирует в платье с открытыми плечами и в высоких перчатках Balenciaga. Это не рядовая коллекция — кутюр! Впрочем, вы прямо сейчас можете его примерить — как и синий топ полюбившегося Чан бренда Miss Sohee, который засветился в съемке внутри журнала. Всего-то нужно установить приложение диджитал-ретейлера, с которым редакция журнала объединилась, чтобы любой желающий мог окунуться в мир Высокой моды, не выходя из дома, — и вуаля! Вы в одной лодке с Рианной, Ким Кардашьян, Изабель Юппер и другими поклонницами творчества Демны Гвасалии. Там же, на онлайн-платформе, можно приобрести вещи со страниц другого Vogue, чехословацкого: специально для одной из героинь декабрьского выпуска — Мэй Маск — была придумана небольшая цифровая коллекция, в которой, разумеется, не обошлось без космического принта.
Безусловно, у каждого десятилетия свои представления о том, как на развитие моды повлияет цифровизация. В середине девяностых, например, казалось (и даже мечталось!), что будущее за глубокоуважаемым шкафом, как у героини «Бестолковых» Шер Горовиц: он был соединен с компьютером, на котором хранилась картотека со всеми нарядами Шер. Утром, почистив зубы, блондинка включала PC, чтобы в полуигровом формате выбрать себе наряд. Если мини-юбка и джинсовая куртка не подходили друг другу, высвечивалось предостерегающее Mis-match! Если сочетание работало, программа надевала их на виртуальную копию Шер. Дальше дело было за малым: достать нужные вещи из шкафа, где одежда была аккуратно развешена (еще бы, ее ведь не нужно каждый раз вываливать на кровать в попытке побороть синдром «нечего надеть»!) по цветам на золотых и деревянных вешалках. Казалось, еще пять-десять лет — и все мы заживем «абсолютно нормальной жизнью» девочки-подростка из Беверли-Хиллз. Но, как говорили в том же фильме: as if! Чудо-шкафов так и не случилось; по крайней мере, в народ они не пошли. Зато случилось развитие высокоскоростного интернета и соцсетей. И сегодня десятки стартапов убеждают нас в том, что будущее — не за диджитализированной картотекой, связанной с внушительных размеров шифоньером, а за виртуальным гардеробом, который шифоньера не предполагает в принципе.
Оставим в стороне скины для игр. С ними-то как раз все понятно: геймеры действительно тратят миллионы на кастомизацию своих аватаров — и кроссовки Gucci или юбка Burberry явно не самое эксцентричное, что повидал мир Fortnite. Так что нет, речь не о вашем собакоголовом аватаре — она именно что о вас.
Помните, как некоторое время назад аналитики компании Barclaycard отчитались о результатах опроса, согласно которому едва ли не каждый девятый британец покупает одежду только для того, чтобы сделать в ней снимок для инстаграма (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — и тут же сдать обратно? Диджитал-евангелисты мира моды видят в этой тенденции довод в пользу виртуальной одежды. Раз топ или платье покупается только ради того, чтобы разово щегольнуть им в соцсетях, а затем либо убрать на дальнюю полку, либо вернуть в магазин, почему бы не упростить процесс и не «надеть» вещь сразу на фотографию? Лайки будут те же, а энергозатраты заинтересованных сторон — в разы меньше. И волки сыты, и овцы целы. Руководствуясь этими соображениями, норвежский бренд Carlings три года назад выпустил digital-only-коллекцию Neo‑Ex, где цены на вещи варьировались от десяти до тридцати евро, то есть были сопоставимы с теми, что предлагает условная Fashion Nova, — и собрал больше двух сотен заказов, что расценивалось как хороший результат.