Полный вперед
Футуризм 1920‑х, очарование космосом в 1960‑х, восстание машин в 1990‑х — ХХ век то и дело пытался угадать, что ждет человечество впереди и какая одежда понадобится потомкам. Сегодня дизайнеры снова размышляют о будущем, а Алина Григалашвили вспоминает, сбылись ли модные прогнозы прошлых поколений.
Марк Цукерберг создает Meta-вселенную, населенную аватарами, и спрашивает в Twitter у Демны Гвасалии, как будет выглядеть униформа этого мира. Алессандро Микеле выпускает кроссовки Gucci, примерить которые можно исключительно в цифровой реальности. На эту же тропу ступает и Алена Ахмадуллина с 3D‑платьями и диджитал-кокошниками, а Balenciaga и Louis Vuitton придумывают костюмы для персонажей компьютерных игр Fortnite и League of Legends. Похоже, дизайнеры сошлись во мнении, что мода завтрашнего дня — виртуальная.
Термин «футуризм» впервые был сформулирован в 1909 году: Филиппо Томмазо Маринетти провозгласил, что будущее — за автомобилями и аэропланами, а музеи — никому не нужные кладбища. В первом он был прав, во втором ошибся. Но футуристы всегда были радикальными ребятами — мол, на корабле современности мало посадочных мест. Тогда же, в начале XX века, размышлениям о будущем поддались и дизайнеры, например, братья Микаэллесы из Флоренции — Эрнесто (более известный как Тайат) и Руджеро Альфредо (он же РАМ). В 1920 году они задумали создать для человека нового века новую одежду — комбинезон TuTa. Примерно тем же и тогда же в СССР занимались Александр Родченко и Варвара Степанова. Одеждой будущего, по мнению авангардистов, должна была стать рабочая униформа. Вот только человечество оказалось не готово отказаться от платьев, смокингов и гендерных различий.
Мода на футуризм вернулась в 1960‑е, когда дизайнеры, вдохновленные первыми попытками человечества освоить космос, начали штамповать коллекции из латекса и мерцающих материалов. Ученик Эльзы Скьяпарелли и Кристиана Диора Пьер Карден стал одним из первых адептов эстетики space-age в моде. Он говорил, что его вещи будут необходимы в жизни, которой еще не существует, — в мире завтрашнего дня. Вдохновленный, по собственному признанию, скорее Луной, нежели женским телом, Карден мастерил платья-кейпы с геометрическими вырезами, виниловые головные уборы, напоминающие антенны, и прочие диковинки, которые сам дизайнер называл скульптурами: «Я леплю их и только потом помещаю в них женщин».
Другой герой «космической эры», Андре Курреж, тоже отказывался подчеркивать женские изгибы, упаковывая клиенток в футуристичные мини-скафандры и дополняя образ сумасшедшими аксессуарами вроде гигантских очков или огромной трапециевидной шляпы. Модели в съемках Courrèges напоминали очаровательных инопланетянок — прототипов бессоновской Лилу: с короткими цветными стрижками и вечно в движении. Пако Рабанн тогда же стал выпускать ботинки-сапоги на липучках и платья-кольчуги из металлических пластин, без которых до сих пор не обходится ни одна коллекция бренда.