Химики разобрались в цветной фотографии середины XIX века
Цвета на фотографии середины XIX века объяснили распределением наночастиц серебра и хлорида серебра. Химики воспроизвели способ Александра Беккереля и опровергли другие причины окраски фотографии: наличие окрашенных соединений или интерферирующей периодической сверхструктуры наночастиц серебра. Статья опубликована в журнале Angewandte Chemie.
Впервые способ получения цветной фотографии был предложен Александром Беккерелем в 1848 году: серебро наносилось на латунную пластинку, затем пластинку погружали в раствор хлорида меди для сенсибилизации слоя. Полученную пластинку промывали, сушили и нагревали, после чего она была готова к запечатлению момента при выдержке на свету. Однако с того времени велись серьезные дискуссии о природе окраски получаемых фотографий. Некоторые ученые, такие как Уильям Эбней и Мэтью Кэри Леа, придерживались гипотезы, что в процессе выдержки в пластинке появляются новые окрашенные соединения серебра или меди, которые и ответственны за окраску фотографии. В дискуссию с ними вступали Отто Винер и Вильгельм Зенкер — сторонники гипотезы образования периодической структуры из параллельных пластинок серебра в объеме частиц, которые становятся причиной интерферирующих стоячих волн, которые и ответственны за восприятие цвета. Сам Беккерель поддерживал гипотезу пигмента и вместе с Кэри Леа предположил, что в состав «фотохлорида» серебра входят хлорид серебра AgCl и субхлорид серебра Ag2Cl и что цвет зависит от соотношения этих веществ. Третье объяснение предложил Люппо-Крамер: выдержка пластинки на свету приводит к образованию наночастиц серебра разного размера — за каждый цвет отвечает свой размер частицы.