Практика
Найдите слова
Секс, развод родителей, бедность соседей, мигранты. Как отвечать на неудобные вопросы ребенка и говорить с ним на сложные темы?
Даже те, кто мультики уже давно не смотрит, наверняка в сети видели мультфильм «Про Диму», в котором девочка расспрашивает маму про мальчика в инвалидной коляске, а потом решает познакомиться. Он собрал только в «ВКонтакте» полмиллиона просмотров. Его автор, выпускница МГИМО Наталья Ремиш, успешно работала в PR, а став мамой трех дочек, решила писать для младшей стихи, и не простые, а в духе Маяковского, поучительные. Про то, что для мамы каждый ребенок особый и инвалидная коляска не мешает вместе играть, что мальчика в тюбетейке обижать нельзя, к медлительной бабушке нужно относиться терпеливо, а лучший способ подружиться с самой красивой девочкой в саду — быть самим собой. Теперь издательство «Эксмо» выпустило книгу «Детям о важном», где комментарии к стихам Ремиш написали детские психологи, а также супермодель и филантроп Наталья Водянова. О том, как и когда говорить с детьми о важных проблемах, связанных со взаимоотношениями с другими людьми и обществом в целом, Vogue спросил Андрея Рыжова, старшего научного сотрудника факультета психологии МГУ, и Екатерину Жуйкову, семейного психотерапевта из Института интегративной семейной терапии.
Начинайте разговор о сложном сами
Если вы будете ждать, когда ребенок захочет с вами поговорить о проблемах, например социального неравенства, то это может случиться и через двадцать лет. Между тем именно через обсуждение сложных тем мы делимся с ребенком своими ценностями. Поэтому, если вы на улице, в кино или в книге столкнулись с явлением, которое вам кажется важным обсудить, предложите это ребенку. Скажите: «Спроси, если тебе захочется узнать об этом побольше». Конечно, если вы собираетесь исчерпывающе обсудить с ним, например, тему миграции, до взрослого возраста он может не понять всю ее глубину и сложность. Но в песочнице можно обратить внимание ребенка: «Смотри, этот мальчик родился в другой стране, а теперь живет здесь. Ты можешь спросить, как на его языке будет «яблоко», или научить его говорить по‑нашему «спасибо». Главное, не пускать это дело на самотек, потому что неизвестно, какая информация придет к ребенку извне. Он может от чужого человека мимоходом или в детском саду услышать «Понаехали тут» и будет это произносить, не имея в виду ничего ужасного. А чувствительные родители от таких заявлений хватаются за сердце.