К полету готовы
При жизни подпольные и неприкаянные, неофициальные художники советских 1960‑х сегодня в центре внимания. Встречайте!
Картины Брейгеля-старшего, статуя Венеры Милосской, «Троица» Рублева, музыка Баха и том «Дон Кихота» — в фильме Андрея Тарковского «Солярис» в межгалактическое будущее отправлялось самое ценное, что создано человеком. Этим летом московский Музей AZ и Фонд Франко Дзеффирелли организуют «Новый полет на Солярис» — выставку во флорентийском палаццо Сан-Фиренце. В зале бывшего суда выстроена космическая станция, где видеоэкраны с рабочими моментами со съемок «Соляриса» чередуются с картинами художников — современников Тарковского.
«Когда режиссера спрашивали, как отбирались произведения искусства, он отвечал: «Это мои личные пристрастия», — говорит арт-директор Музея AZ Полина Лобачевская. — Вот и мы взяли на себя смелость выразить свои личные пристрастия и показать художников, которые, как и «Солярис», выражают вот это движение вверх, прорыв, выращивают цветы свободы за железным занавесом».
Всего на выставку попали тридцать две картины и две скульптуры, объединенные, как говорит продюсер проекта Наталия Опалева, темой космоса. Среди них «Космическая черепаха» символиста Дмитрия Плавинского. Примитивистские «Портрет с крестом» и «Цветок на красном фоне» Владимира Яковлева — полуслепого художника, полжизни прожившего в психбольнице. Сюрреалистические, вдохновленные прибалтийской природой работы эстонца Юло Соостера. Абстрактные композиции Лидии Мастерковой. «Проект системы «Плод» и «Спираль» Франциско Инфанте, больше известного своими кинетическими объектами. Метафизические натюрморты Дмитрия Краснопевцева. Экспрессивные скульптуры Эрнста