Апокалипсис сегодня
Арт-группа AES+F показывает ретроспективу в Петербурге, работает с Fendi и дебютирует в опере — визуально совершенные пророчества актуальны как никогда.
Оракулы, предсказатели, провидцы — такие термины легко обнаружить в текстах прессы и отзывах посетителей на работы художественной группы AES+F. «Все совпадения с действительностью случайны», — говорит один из участников коллектива Евгений Святский. Секрет в том, что художники по-настоящему чувствуют дух времени, который, несмотря на очень разнообразную повестку — потребление, феминизм, война, — показывают через знакомое, современное: компьютерные игры, фитнес-клубы, аэропорты и прочее. Зритель считывает подвох, дистанцию между красивой картинкой и замыслом и испытывает что-то среднее между восхищением и ужасом. Работает безотказно вот уже двадцать с лишним лет. Нынешняя выставка в Санкт-Петербурге, ретроспектива под названием «Предсказания и откровения» (в Манеже до 22 сентября) — тому подтверждение.
Встреча с художниками назначена в мастерской. Ее антураж далек от стереотипов об артистической студии как о заляпанном краской пространстве, заваленном эскизами и работами, стаканами и тарелками. Двухэтажное помещение в Доме художников на улице Вавилова напоминает скорее офис гиков: компьютер, компьютер, компьютер, еще какая-то техника, неприметный диван и еще компьютер, компьютер, компьютер.
По правде говоря, я здесь не впервые, да и удивить эта аскеза может скорее гостей, не знакомых с творчеством коллектива. Проекты аесов отличаются от работ многих отечественных современников, нежно любимых за хрупкий концептуализм и тонкую мысль, — формалистическим перфекционизмом. Стремление к совершенству легло в основу «глянцевого» подхода к искусству, где процесс съемки и постпродакшен не менее важны, чем содержание. Цикл производства включает кастинги, пробы, студийные съемки, высокотехничный монтаж и невероятное качество на выходе. «Поэтому мы можем печатать такие большие изображения. У нас заложено гиперкачество в саму фотографию, которое позволяет их разгонять», — парирует мою фразу о художественной гигантомании один из участников группы Владимир Фридкес. «Мы снимаем визуальное действие, перед актерами стоят чисто пластические задачи. Нам нужна некоторая стерильность, все смыслы возникают потом», — отвечает Владимир на вопрос о первичном заряде на глянцевость в снимках. Фридкес присоединился к коллективу в 1995 году, сделав к тому времени сольную карьеру как репортажный фотограф и впоследствии став звездным контрибьютором Vogue, Harper’s Bazaar, Elle. Поэтому часто зрители приписывают Владимиру «фэшн-взгляд». «Да-да, это все возникает в голове смотрящего, он интерпретирует увиденное, — вступает Татьяна Арзамасова. — Для некоторых это гламур, другие видят больше. Но на самом деле и китч, и гламур, и искусство работают с одним предметом — красотой. Для нас это важно».
Началось же все так: выпускники МАРХИ Татьяна Арзамасова и Лев Евзович в конце 1980‑х познакомились с Евгением Святским. Во времена бурной перестройки театральный реформатор Анатолий Васильев заказал Татьяне и Льву проект для «Школы драматического искусства». По замыслу художников, это был семейный альбом, состоящий из фотографий театра. Святского им посоветовали общие друзья как человека, разговаривающего на «ты» с полиграфией. С тех пор АЕS (Арзамасова, Евзович, Святский) не расстаются. Примкнувший к ним позже Владимир Фридкес добавил в название +F.
Незадолго до прихода последнего аесы начали делать «Исламский проект» — плакаты, ковры, футболки, а также фиктивные туристические открытки, разосланные галеристам, художникам и просто друзьям по всему миру. На всей этой «сувенирной продукции» на виды Москвы, Нью-Йорка, Парижа, Барселоны и прочих мировых столиц наложены исламские боевики, минареты и другие мусульманские атрибуты. «Тогда, в 1996 году, мы поместили события «Исламского проекта» в 2006‑й, такую дату мы ставили на работы, но потом от нее отказались», — вспоминает Святский. Тотальный ислам к 2006‑му не наступил, но неполиткорректная по нынешним меркам провокация обернулась страшным пророчеством. После событий 11 сентября проект стал лишь актуальнее, а коллектив известнее. «Художник настраивается на действительность, сохраняя возможность что-то предчувствовать интуитивно», — продолжает Евгений.