Апокалипсис сегодня

Арт-группа AES+F показывает ретроспективу в Петербурге

VogueКультура

Апокалипсис сегодня

Арт-группа AES+F показывает ретроспективу в Петербурге, работает с Fendi и дебютирует в опере — визуально совершенные пророчества актуальны как никогда.

Текст: Александра Рудык

Сцена из оперы «Турандот».

Оракулы, предсказатели, провидцы — такие термины легко обнаружить в текстах прессы и отзывах посетителей на работы художественной группы AES+F. «Все совпадения с действительностью случайны», — говорит один из участников коллектива Евгений Святский. Секрет в том, что художники по-настоящему чувствуют дух времени, который, несмотря на очень разнообразную повестку — потребление, феминизм, война, — показывают через знакомое, современное: компьютерные игры, фитнес-клубы, аэропорты и прочее. Зритель считывает подвох, дистанцию между красивой картинкой и замыслом и испытывает что-то среднее между восхищением и ужасом. Работает безотказно вот уже двадцать с лишним лет. Нынешняя выставка в Санкт-Петербурге, ретроспектива под названием «Предсказания и откровения» (в Манеже до 22 сентября) — тому подтверждение.

Встреча с художниками назначена в мастерской. Ее антураж далек от стереотипов об артистической студии как о заляпанном краской пространстве, заваленном эскизами и работами, стаканами и тарелками. Двухэтажное помещение в Доме художников на улице Вавилова напоминает скорее офис гиков: компьютер, компьютер, компьютер, еще какая-то техника, неприметный диван и еще компьютер, компьютер, компьютер.

Кадр из рекламной кампании Gentle Fendi, 2019.

По правде говоря, я здесь не впервые, да и удивить эта аскеза может скорее гостей, не знакомых с творчеством коллектива. Проекты аесов отличаются от работ многих отечественных современников, нежно любимых за хрупкий концептуализм и тонкую мысль, — формалистическим перфекционизмом. Стремление к совершенству легло в основу «глянцевого» подхода к искусству, где процесс съемки и постпродакшен не менее важны, чем содержание. Цикл производства включает кастинги, пробы, студийные съемки, высокотехничный монтаж и невероятное качество на выходе. «Поэтому мы можем печатать такие большие изображения. У нас заложено гиперкачество в саму фотографию, которое позволяет их разгонять», — парирует мою фразу о художественной гигантомании один из участников группы Владимир Фридкес. «Мы снимаем визуальное действие, перед актерами стоят чисто пластические задачи. Нам нужна некоторая стерильность, все смыслы возникают потом», — отвечает Владимир на вопрос о первичном заряде на глянцевость в снимках. Фридкес присоединился к коллективу в 1995 году, сделав к тому времени сольную карьеру как репортажный фотограф и впоследствии став звездным контрибьютором Vogue, Harper’s Bazaar, Elle. Поэтому часто зрители приписывают Владимиру «фэшн-взгляд». «Да-да, это все возникает в голове смотрящего, он интерпретирует увиденное, — вступает Татьяна Арзамасова. — Для некоторых это гламур, другие видят больше. Но на самом деле и китч, и гламур, и искусство работают с одним предметом — красотой. Для нас это важно».

Cologne Cathedral, «Исламский проект», C‑print, 1996.

Началось же все так: выпускники МАРХИ Татьяна Арзамасова и Лев Евзович в конце 1980‑х познакомились с Евгением Святским. Во времена бурной перестройки театральный реформатор Анатолий Васильев заказал Татьяне и Льву проект для «Школы драматического искусства». По замыслу художников, это был семейный альбом, состоящий из фотографий театра. Святского им посоветовали общие друзья как человека, разговаривающего на «ты» с полиграфией. С тех пор АЕS (Арзамасова, Евзович, Святский) не расстаются. Примкнувший к ним позже Владимир Фридкес добавил в название +F.

Незадолго до прихода последнего аесы начали делать «Исламский проект» — плакаты, ковры, футболки, а также фиктивные туристические открытки, разосланные галеристам, художникам и просто друзьям по всему миру. На всей этой «сувенирной продукции» на виды Москвы, Нью-Йорка, Парижа, Барселоны и прочих мировых столиц наложены исламские боевики, минареты и другие мусульманские атрибуты. «Тогда, в 1996 году, мы поместили события «Исламского проекта» в 2006‑й, такую дату мы ставили на работы, но потом от нее отказались», — вспоминает Святский. Тотальный ислам к 2006‑му не наступил, но неполиткорректная по нынешним меркам провокация обернулась страшным пророчеством. После событий 11 сентября проект стал лишь актуальнее, а коллектив известнее. «Художник настраивается на действительность, сохраняя возможность что-то предчувствовать интуитивно», — продолжает Евгений.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кьяра небесная Кьяра небесная

Сколько сейчас стоит Кьяра Ферраньи

Tatler, март'19
Домострой и домоснос Домострой и домоснос

Парадоксы охраны памятников архитектуры

Огонёк, февраль'20
Гормон счастья Гормон счастья

Наталья Давыдова советует не затягивать с гормонозаместительной терапией

Vogue, октябрь'19
Обыкновенный дендизм Обыкновенный дендизм

В новом сезоне в женский гардероб вновь врывается бойкая птица-тройка

Vogue, февраль'20
Страшно хорошо: новый хоррор «Под водой» и еще 5 самых мизантропических фильмов ужаса Страшно хорошо: новый хоррор «Под водой» и еще 5 самых мизантропических фильмов ужаса

Самые злые, жестокие, мизантропические фильмы об ужасах в замкнутых местах

Forbes, февраль'20
Тест-драйв Jaguar F-type. Эпоха политкорректности Тест-драйв Jaguar F-type. Эпоха политкорректности

Обновленные купе и родстер Jaguar F-type демонстрируют разный темперамент

РБК, февраль'20
Как выбрать гимнастический обруч Как выбрать гимнастический обруч

На что стоит обратить внимание, выбирая гимнастический обруч?

Cosmopolitan, февраль'20

Ричард Хаммонд - о самых больших рукотворных штуковинах на нашей планете

Популярная механика, февраль'20
Владислав Листьев Владислав Листьев

Правила жизни телеведущего и журналиста Владислава Листьева

Esquire, февраль'20
Иерархия обид для терпеливого народа. Почему нас заботят глупые скандалы Иерархия обид для терпеливого народа. Почему нас заботят глупые скандалы

Граждан России приучают возмущаться и обижаться на мелкие глупости

СНОБ, февраль'20
«Не развела, а создала». Как содержанка учит женщин выпрашивать деньги у незнакомцев «Не развела, а создала». Как содержанка учит женщин выпрашивать деньги у незнакомцев

История предприимчивой содержанки-коуча

СНОБ, февраль'20
Найдена «человеческая рыбка»-домосед: амфибия не двигалась с места 7 лет Найдена «человеческая рыбка»-домосед: амфибия не двигалась с места 7 лет

Европейский протей никуда не торопился годы напролет

National Geographic, февраль'20
Коронавирус: Эпидемия в мире соцсетей Коронавирус: Эпидемия в мире соцсетей

Коронавирус: пока вранье, мошенники и хайп опаснее болезни

Русский репортер, февраль'20
Почему жители марсианских городов могут стать болезненными очкариками Почему жители марсианских городов могут стать болезненными очкариками

Поколения, выросшие на Марсе, будут разительно отличаться от "землян"

Популярная механика, февраль'20
Как выглядела Меркель и еще 7 женщин-политиков в молодости Как выглядела Меркель и еще 7 женщин-политиков в молодости

Как женщины-политики изменились со временем

Cosmopolitan, февраль'20
Timothée & Louis Timothée & Louis

Красавцы из актерских семей Тимоти Шаламе и Луи Гаррель

Elle, февраль'20
Кто в Инстаграме учит морали Кто в Инстаграме учит морали

Искренность, доброта и панические атаки нового поколения

Русский репортер, февраль'20
Конституционная неопределенность Конституционная неопределенность

Можно ли усовершенствовать Основной закон страны по закону и здравому смыслу

Эксперт, февраль'20
Место встречи Место встречи

Когда пришли гости или семья собралась вместе, происходит это в главной комнате

SALON-Interior, февраль'20
Записались в актив Записались в актив

Надежда Оболенцева о том, стоит ли делить людей на сильных и слабых

Grazia, февраль'20
Без макияжа и фотошопа: звезды, которые выкладывали честные фото после родов Без макияжа и фотошопа: звезды, которые выкладывали честные фото после родов

Немногие знаменитости осмеливаются выкладывать фотографии без фильтров

Cosmopolitan, февраль'20
La Vie En Rose (Berry). Жизнь в цвете розовых ягод La Vie En Rose (Berry). Жизнь в цвете розовых ягод

Американец во главе парижского Дома Haute Couture? Почему бы и нет

Elle, февраль'20
6 неочевидных предпосылок эректильной дисфункции (их нельзя игнорировать) 6 неочевидных предпосылок эректильной дисфункции (их нельзя игнорировать)

Скрытые предпосылки эректильной дисфункции

Playboy, февраль'20
Русский Gucci из Instagram: как московский бренд зарабатывает десятки миллионов на обуви по индивидуальным меркам Русский Gucci из Instagram: как московский бренд зарабатывает десятки миллионов на обуви по индивидуальным меркам

Компания делает обувь, похожую на люксовые марки, но продает ее в 10 раз дешевле

Forbes, февраль'20
Если страсти не кипят Если страсти не кипят

Кажется, что вокруг – любовь и романтика, а ваши чувства утратили остроту

Лиза, февраль'20
Робин Гуд из австралийского буша Робин Гуд из австралийского буша

О нем осталась масса легенд, и осталась песенка...

Караван историй, февраль'20
Снимите белое пальто: как сохранить хорошую должность после 40 лет Снимите белое пальто: как сохранить хорошую должность после 40 лет

Кому я нужен после 40?

Forbes, февраль'20
Эпизод шестой: Шантаж и римский вопрос Эпизод шестой: Шантаж и римский вопрос

Папа ошибается с изданием Библии и шантажирует премьер-министра Италии

Esquire, февраль'20
От носков до брошей: как мужские аксессуары превратились в высказывание От носков до брошей: как мужские аксессуары превратились в высказывание

До недавнего времени у мужчин было не так много способов выразить свою позицию

GQ, февраль'20
Выходим на защиту Выходим на защиту

Своего воображаемого спутника жизни мы наделяем идеальными качествами

Лиза, февраль'20