Арт-группа AES+F показывает ретроспективу в Петербурге

VogueКультура

Апокалипсис сегодня

Арт-группа AES+F показывает ретроспективу в Петербурге, работает с Fendi и дебютирует в опере — визуально совершенные пророчества актуальны как никогда.

Текст: Александра Рудык

Сцена из оперы «Турандот».

Оракулы, предсказатели, провидцы — такие термины легко обнаружить в текстах прессы и отзывах посетителей на работы художественной группы AES+F. «Все совпадения с действительностью случайны», — говорит один из участников коллектива Евгений Святский. Секрет в том, что художники по-настоящему чувствуют дух времени, который, несмотря на очень разнообразную повестку — потребление, феминизм, война, — показывают через знакомое, современное: компьютерные игры, фитнес-клубы, аэропорты и прочее. Зритель считывает подвох, дистанцию между красивой картинкой и замыслом и испытывает что-то среднее между восхищением и ужасом. Работает безотказно вот уже двадцать с лишним лет. Нынешняя выставка в Санкт-Петербурге, ретроспектива под названием «Предсказания и откровения» (в Манеже до 22 сентября) — тому подтверждение.

Встреча с художниками назначена в мастерской. Ее антураж далек от стереотипов об артистической студии как о заляпанном краской пространстве, заваленном эскизами и работами, стаканами и тарелками. Двухэтажное помещение в Доме художников на улице Вавилова напоминает скорее офис гиков: компьютер, компьютер, компьютер, еще какая-то техника, неприметный диван и еще компьютер, компьютер, компьютер.

Кадр из рекламной кампании Gentle Fendi, 2019.

По правде говоря, я здесь не впервые, да и удивить эта аскеза может скорее гостей, не знакомых с творчеством коллектива. Проекты аесов отличаются от работ многих отечественных современников, нежно любимых за хрупкий концептуализм и тонкую мысль, — формалистическим перфекционизмом. Стремление к совершенству легло в основу «глянцевого» подхода к искусству, где процесс съемки и постпродакшен не менее важны, чем содержание. Цикл производства включает кастинги, пробы, студийные съемки, высокотехничный монтаж и невероятное качество на выходе. «Поэтому мы можем печатать такие большие изображения. У нас заложено гиперкачество в саму фотографию, которое позволяет их разгонять», — парирует мою фразу о художественной гигантомании один из участников группы Владимир Фридкес. «Мы снимаем визуальное действие, перед актерами стоят чисто пластические задачи. Нам нужна некоторая стерильность, все смыслы возникают потом», — отвечает Владимир на вопрос о первичном заряде на глянцевость в снимках. Фридкес присоединился к коллективу в 1995 году, сделав к тому времени сольную карьеру как репортажный фотограф и впоследствии став звездным контрибьютором Vogue, Harper’s Bazaar, Elle. Поэтому часто зрители приписывают Владимиру «фэшн-взгляд». «Да-да, это все возникает в голове смотрящего, он интерпретирует увиденное, — вступает Татьяна Арзамасова. — Для некоторых это гламур, другие видят больше. Но на самом деле и китч, и гламур, и искусство работают с одним предметом — красотой. Для нас это важно».

Cologne Cathedral, «Исламский проект», C‑print, 1996.

Началось же все так: выпускники МАРХИ Татьяна Арзамасова и Лев Евзович в конце 1980‑х познакомились с Евгением Святским. Во времена бурной перестройки театральный реформатор Анатолий Васильев заказал Татьяне и Льву проект для «Школы драматического искусства». По замыслу художников, это был семейный альбом, состоящий из фотографий театра. Святского им посоветовали общие друзья как человека, разговаривающего на «ты» с полиграфией. С тех пор АЕS (Арзамасова, Евзович, Святский) не расстаются. Примкнувший к ним позже Владимир Фридкес добавил в название +F.

Незадолго до прихода последнего аесы начали делать «Исламский проект» — плакаты, ковры, футболки, а также фиктивные туристические открытки, разосланные галеристам, художникам и просто друзьям по всему миру. На всей этой «сувенирной продукции» на виды Москвы, Нью-Йорка, Парижа, Барселоны и прочих мировых столиц наложены исламские боевики, минареты и другие мусульманские атрибуты. «Тогда, в 1996 году, мы поместили события «Исламского проекта» в 2006‑й, такую дату мы ставили на работы, но потом от нее отказались», — вспоминает Святский. Тотальный ислам к 2006‑му не наступил, но неполиткорректная по нынешним меркам провокация обернулась страшным пророчеством. После событий 11 сентября проект стал лишь актуальнее, а коллектив известнее. «Художник настраивается на действительность, сохраняя возможность что-то предчувствовать интуитивно», — продолжает Евгений.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Экономить на себе?! Экономить на себе?!

Сокращаем расходы на косметику без ущерба для красоты

Cosmopolitan
Минус вайб Минус вайб

Чем опасно доверять написание кода нейросетям?

N+1
Полеты во сне и наяву Полеты во сне и наяву

Алексей Пивоваров пытается превратить ютьюб в СМИ с качественной журналистикой

Tatler
Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр

Гид по экранизациям азиатских видеоигр

Правила жизни
От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны

Как Сталин, Рузвельт и Черчилль преодолевали взаимное недоверие

Монокль
Изогнутый экран смартфона — это удобно? Изогнутый экран смартфона — это удобно?

Стоит ли покупать смартфоны с изогнутыми экранами?

CHIP
Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры

Как Айн Рэнд, дочь аптекаря из Петербурга, смогла покорить США

Forbes
От синтеза клетки до зрелого цветка От синтеза клетки до зрелого цветка

Как выращиваются орхидеи рода фаленопсис на базе тепличного комбината

Агроинвестор
Больше движений! Больше движений!

Нужно больше двигаться, а не искать отговорки, почему не можешь

Y Magazine
Романтика в большом городе Романтика в большом городе

Психология любви в условиях вечной спешки

Лиза
Будь в форме Будь в форме

Мы собрали семь причин, из-за которых вы никак не можете обрести фигуру мечты

Moodboard
Пресноводные русалки Пресноводные русалки

Когда-то давно, 200 тысяч лет назад, в Евразии появился необыкновенный зверь

Знание – сила
Франшиза: Что скрывается за этим словом? Франшиза: Что скрывается за этим словом?

Франшиза — идеальный рецепт успеха или сложная система с подводными камнями?

Наука и техника
Магдала Магдала

Место паломничества археологов: Магдала – город, упоминаемый в Евангелии

Знание – сила
Этноконфессиональные особенности мясного потребления Этноконфессиональные особенности мясного потребления

Под влиянием каких факторов меняется ассортимент мясной продукции

Агроинвестор
Мифы и научные данные о животных-долгожителях Мифы и научные данные о животных-долгожителях

От чего зависит скорость старения у разных животных?

Наука и техника
Женщина на борту Женщина на борту

Женщины в море: против суеверий, морских богов и стереотипов

Y Magazine
Свежая ягода — круглый год Свежая ягода — круглый год

Как функционирует круглогодичный комплекс по выращиванию ягод в Ставрополье

Агроинвестор
«Чеченцы». Поколение «Чеченцы». Поколение

Кем были воины, прошедшие первую и вторую чеченские кампании?

Монокль
Поэты-ифлийцы на фронтах Великой Отечественной Поэты-ифлийцы на фронтах Великой Отечественной

Вступить в «кружок поэтов ИФЛИ» было никак не легче, чем в Союз писателей СССР

Знание – сила
«Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации» «Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации»

Можно ли подружиться с умной машиной? Не может ли она вытеснить человека?

Знание – сила
О наследии Стефана Пермского О наследии Стефана Пермского

Кто может считаться первым исследователем истории и культуры коми народа?

Знание – сила
Геохимики СПбГУ первыми в России датировали подводный минерал из крупнейшего бассейна восточной Арктики Геохимики СПбГУ первыми в России датировали подводный минерал из крупнейшего бассейна восточной Арктики

Геологи СПбГУ смогли первыми определить возраст подводного арктического минерала

Знание – сила
Новое направление Новое направление

Знакомимся ближе с полноразмерным гибридным кроссовером EXLANTIX ET

Y Magazine
Ловушка стереотипов: пять страхов, которые мешают зумерам строить карьеру Ловушка стереотипов: пять страхов, которые мешают зумерам строить карьеру

Как зумерам справиться с пятью страхами, связанными с трудоустройством

Forbes
Кем был воин Афгана Кем был воин Афгана

О ветеранах-«афганцах», наших соотечественниках по единому Советскому Союзу

Монокль
Дачная палитра Дачная палитра

Как цвета растений на садовом участке влияет на тонус и настроение

Лиза
Прохладная экономика Прохладная экономика

Слабая экономическая активность: аргумент в пользу смягчения монетарной политики

Ведомости
Тело в цифрах Тело в цифрах

Параметры тела, которые очень важно регулярно отслеживать

Лиза
Пять штрихов к портрету «Афгана» Пять штрихов к портрету «Афгана»

Ключевые задачи и решения 40-й армии в Афганистане

Монокль
Открыть в приложении