Морозовская стачка
Год назад ректор художественного училища памяти 1905 года, скульптор Алексей Морозов ушел на год в творческий отпуск. Итоги — на выставке в ММСИ.
«Маруся, тебе сейчас консольки поднесут для прихожей», — Алексей Морозов звонит жене Маше с блошиного рынка Лукки. Антиквары с раннего утра захватили площадь, на которой мы присели поговорить за первым капучино. Морозов острым глазом преподавателя (он командует Московским художественным училищем памяти 1905 года, но сейчас взял годичный академический и творческий отпуск) сканирует развалы перед нами и замечает две одноногие барочные консоли: «Давно такие искал». Сторговавшись, отправляет продавца с консолями к себе домой, в новую квартиру, полтора года назад купленную в старом доме. А сам остается на площади сторожить сокровища, оставленные старьевщиком на его попечение.
Перед ним капучино кьяро — посветлее, побольше молока, передо мной — скуро, побольше кофе. Шутливое объявление в баре гласит: «Всякий макающий бриошь в чашку должен немедленно оставить заведение». Хорошо, если не выгонят из города. Но я не могу отказаться от плебейской привычки, продолжая меж тем разговор.
— Далась вам эта Италия! А как же пейзажи нашей средней полосы? Ее неброская красота?
— Мне хочется Великой красоты, — говорит автор памятника Станиславскому и Немировичу-Данченко в Камергерском переулке и поводит рукой, будто отодвигая окружающий нас занавес. — Мы вот сидели здесь с Паоло Соррентино, как раз на этом месте, и говорили о том, что значит красота в Италии. Она здесь в каждом камне, в каждом звуке, в каждом жесте. В общем, запишите так: «Он полюбил Италию как всякий истинно русский художник».
В этот момент за плечами Морозова вырастают Брюллов с Кипренским, Щедрин с Ивановым и Достоевский с Гоголем.
— Мы с Машей приехали сюда десять лет назад и настолько влюбились в Лукку, что стали искать квартиру, — продолжает Морозов. — До этого снимали дом в Умбрии. Там было неплохо, но работать не так удобно.
И рассказывает о том, как попал в Италию. Исходный пункт — улица Вавилова в кооперативной многоэтажке, где расположены студии Московского союза художников. Морозов арендовал там мастерскую («Своей у меня никогда не было, я не сын академика, не сын миллионера и не член Союза художников») и вкушал все прелести столичной околохудожественной жизни: тесноту, дороговизну, лифт на профилактике, сонный зимний свет, недостаток материалов и убогое литейное производство. Мрамором с бронзой Москва, прямо скажем, не богата. «Та школа литья, которую к нам привезли итальянцы и французы, давно исчезла, — пожимает плечами Алексей. — В годы «сурового стиля»