Внедорожник быстрее Ferrari: тест-драйв GMC Typhoon
Этот автомобиль можно считать дедушкой всех современных суперкроссоверов. Рассказываем, зачем его сделали, чем он примечателен — и почему способен впечатлить даже 30 лет спустя
Представьте: на дворе начало девяностых, вы — успешный американец. В достаточной степени, чтобы позволить себе классный спорткар вроде Chevrolet Corvette, а то и среднемоторную итальянскую экзотику с гарцующим жеребцом. И вот вы, весь такой стремительный и непобедимый, стоите на светофоре рядом с обычным пикапом, чей водитель вызывает вас на дуэль. Снисходительная улыбка, рев двигателя, старт… И вдруг он нет, даже не срывается, а буквально выстреливает с места, словно сработала гигантская пружина! У кого тут, говорите, грузовик?
Доподлинно неизвестно, скольким обладателям быстрых машин после таких унижений пришлось обращаться за психологической помощью, но счет наверняка шел на сотни. Ведь этот дикий пикап был не фантазией безумного тюнера-одиночки, а серийным заводским продуктом. И надо понимать, что дело происходило в те времена, когда даже обычных кроссоверов просто не существовало: спорткары отдельно, легковушки отдельно, а внедорожники — на противоположном полюсе от самого понятия скорости.
Пикапом, о котором идет речь, был GMC Syclone — результат стечения сразу нескольких авантюрных историй. Началось все с крайне нетрадиционного масл-кара под названием Buick Regal Grand National: вопреки всем американским канонам, оснащался он не брутальным V8, а всего лишь V-образной «шестеркой» объемом 3,8 л. Но не простой, а турбированной — что позволяло добывать больше 250 лошадиных сил и почти 500 Нм тяги. Очень недурно для кризисного автопрома США середины 1980-х.
Удивительно, но примеру бьюиковцев никто не последовал: турбомоторы в Америке остались экзотикой, а переход следующего поколения модели Regal на переднеприводную платформу автоматически оставил Grand National без наследника. В поисках нового пристанища для своего чудо-двигателя инженеры Buick начали обивать пороги соседей по концерну General Motors, и в какой-то момент то ли от отчаяния, то ли в шутку построили прототип на базе простенького пикапа Chevrolet S-10.
В Chevrolet идею не оценили. Возможно, так как готовили собственный мощный вариант полноразмерного грузовика С1500 454SS — с гигантским V8 на 7,4 литра, развивавшим всего 230 сил. По тем временам это тоже было довольно дерзко, но не шло ни в какое сравнение с тем, что в итоге получилось у компании GMC. Там сказали: «Черт возьми, а почему бы и нет?» — и дали на растерзание кудесникам из Buick собственный пикап Sonoma. По сути, тот же Chevrolet S-10, только с другими шильдиками.
Сказано — но далеко не сразу сделано. Очень быстро выяснилось, что нельзя просто взять и поставить в «Соному» мотор от Grand National: чтобы все это нормально функционировало в серийном виде, требовалось слишком много переделок. И вместо того, чтобы забросить затею, бьюиковцы решили сделать еще один двигатель! Чувствуете, сколько в этих людях было энтузиазма?
Но энтузиазм не равен безрассудству. За основу был взят 160-сильный V6 4.3 от обычной «Сономы», и самое важное, что о нем надо знать — по сути это классический Small Block 5.7, только укороченный на пару цилиндров. А Small Block — это, помимо прочего, форсированные версии для Chevrolet Corvette. Оттуда под капот пикапа и перекочевали многие детали: поршневая группа, топливная система, элементы впуска и выпуска, но самое главное — бьюиковцы прикрутили к мотору большую турбину Mitsubishi, способную выдувать 1 бар избыточного давления. В итоге получились 280 лошадиных сил и 475 Нм тяги, которые через четырехступенчатый корветовский «автомат» уходили на обе ведущие оси.