«ЖКХ — рынок, на котором всё мутно и работают непонятные ребята. Кто сможет обелить его, тот будет молодец»
Интервью с основателем «Лиги ЖКХ» Ильёй Сотониным, который два года назад запустил сервис Doma.ai для прозрачной работы управляющих компаний в домах. Сейчас контроль в проекте покупает «Сбер» — и Сотонин рассказывает, как хочет изменить рынок.
В начале 2019 года основатель «Лиги ЖКХ» Илья Сотонин запустил Doma.ai — платформу, которая помогает управляющим компаниям следить за домами, вести прозрачную бухгалтерию и как можно быстрее узнавать, если жители чем-то недовольны.
Глобальная цель предпринимателя — сделать российский рынок ЖКХ как можно прозрачнее, только тогда счастливее станут и жители. Но воплотить замысле можно только с большим партнёром. Спустя два года Сотонин нашёл такого: контроль в Doma.ai покупает «Сбер».
В интервью Илья Сотонин рассказал:
- Почему выбрал партнёром «Сбер» и верит в свободу Doma.ai внутри корпорации.
- Чем рынок ЖКХ заинтересовал «Сбер».
- Каких результатов достиг Doma.ai за два года и чего не хватает для работы.
- Как себя чувствует «Лига ЖК».
- Почему рынок ЖКХ обязательно изменится.
Почему Doma.ai выбрал «Сбер» и чего ждёт от сделки
Что изменится для Doma.ai после сделки?
Для нас это две важные истории.
Первая заключается в том, что рынок ЖКХ консервативный, если не бандитский. Сейчас ЖКХ — это не бизнес, а тема, на которой сидят бизнесмены старой волны, муниципальные управляющие компании, которые стали акционерными. С большим партнёром проще менять рынок.
Вторая история — про экосистему, в которой нам интересно поработать. Почти с любой компанией из экосистемы «Сбера» у нас есть синергия. Страхование, кредитование, «СберМаркет» — все эти сервисы могут усиливать нас, а мы можем усиливать их.
Как «Сбер» поможет менять рынок?
Среди управляющих компаний есть некоторое недоверие к сервисам вроде Doma.ai: «Вдруг с вами что-нибудь случится или вы просто пропадёте». Когда у тебя в учредителях есть большой партнёр, все понимают, что вы на рынке надолго, вы надёжные и безопасные.
С приставкой «Сбер» люди тебе точно доверятся. Им понятно, что у тебя не закончатся деньги, что тебе хватит сил и ресурсов сделать задуманное.
У нас планов громадьё, а реализовано только 5%. Мы сделали текущую версию Doma.ai с небольшими, ограниченными ресурсами. Проект рос в том числе на деньги «Лиги ЖКХ», а это не слишком большая управляющая компания. С ресурсами «Сбера» мы сможем быстрее развиваться: нанимать больше людей и покупать технологии.
Что у вас в планах?
Сейчас на рынок выходят управляющие компании, которые пытаются делать свою работу хорошо. Так как рынок консервативный, на нём тяжело зарабатывать честно, поэтому многие управляющие компании исторически используют «серые» схемы.
Наша цель — дать инструмент, чтобы строить эффективный и прозрачный бизнес. Когда управляющие компании поймут, что, работая честно, можно зарабатывать деньги и развиваться, тогда счастливые жители станут уже следствием, а не целью.
Мы в Doma.ai хотим с помощью продуктов экосистемы дать управляющим компаниям зарабатывать больше и честно.
За счёт сервисов из экосистемы «Сбера»?
В том числе. Например, у нас на стадии MVP есть страхование ответственности управляющей компании. Допустим, в доме прорвало трубу и затопило дорогую квартиру, в которой мебель стоит несколько миллионов. Чтобы возместить ущерб, управляющей компании придётся потратить все деньги, которые она заработала за год.
Мы разработали понятный калькулятор, в котором можно в несколько кликов застраховать ответственность, чтобы в случае таких форс-мажоров уже страховая брала на себя риски и оплачивала ущерб. Управляющая компания понимает, что у неё есть бюджет на страховамние и если вдруг что-то случится, страховая компания её поддержит.
В итоге мы поможем нормальным управляющим компаниям работать эффективнее, добирать дома в управление и потеснить старорежимные компании, которых волнует не счастье жителей и качественное выполнение услуг, а как бы побольше денег оставить себе.
У «Сбера» будет эксклюзив на продажу услуг через Doma.ai или вы останетесь открыты для других сервисов?
Цель — сделать максимально открытую платформу. Нет задачи продавать только продукты «Сбера» или ставить их на витрину, просто чтобы они там были.
Важно упростить путь клиента. Если у «Сбера» есть полезные для управляющих компаний и жителей сервисы, будем подключать их. Если продукты других компаний окажутся эффективнее и принесут пользователям больше пользы, добавим их. В этом вопросе никаких блоков нет.
Продавая, например, страховку, Doma.ai берёт на себя все вопросы согласования?
Да. Сейчас, чтобы застраховать ответственность управляющей компании, нужно заполнить несколько типов бумаг, а затем согласовывать их несколько дней, а то и недель. Мы хотим, чтобы всё можно было сделать в два клика.
Мы много знаем о домах, которые обслуживают управляющие компании, и можем быстро рассчитать размер страховой премии. Нам не нужно выезжать и смотреть каждый дом, можно получить информацию из открытых источников. А управляющим компаниям не нужно готовить ворох бумаг и отвечать на множество вопросов. Достаточно нажать кнопку «Да, я хочу страховаться».
Кроме страхования, есть ещё много направлений, которые мы можем изменить. Про все рассказывать не буду, конкуренты не дремлют. Другие корпорации тоже хотят выходить на рынок ЖКХ.
Наше преимущество в том, что у нас есть «Лига ЖКХ» как площадка для проверки гипотез. Мы не айтишники, которые пришли в ЖКХ. Мы из ЖКХ и понимаем, что нужно управляющим компаниям.
Сколько времени прошло с начала переговоров до объявления о сделке?
Где-то около года, мы начали разговаривать в 2019 году. «Сбербанк» большой. Например, есть «ДомКлик» — он тоже в нашей теме, но работает с жителем до въезда в квартиру: помогает купить, оформить ипотеку и так далее. Сначала мы разговаривали с «ДомКликом», потом перешли в другую часть «Сбера».
На твой взгляд, это быстро или долго?
Это полезно. В процессе подготовки сделки мы поняли, что хотим делать вместе, как делать, куда двигаться. Я думаю, долгий процесс подготовки позволит нам быстро рвануть.
Вы обсуждали продажу с кем-то ещё?
Мы разговаривали с несколькими компаниями, с тем же ВТБ, который в итоге приобрёл «Домиленд». Когда начали общаться со «Сбером», стало понятно, что для нас это лучший вариант: таких мощностей ни у кого в России больше нет.
Как же ИТ-компании? «Яндекс», Mail.ru Group?
Мы говорим про ЖКХ. Про несовременный, консервативный, неповоротливый, «серый» рынок. У «Сбера» уже есть опыт трансформации чего-то консервативного и неповоротливого. Когда-то в «Сбербанке» были перерывы на обед, а сейчас это уже не банк, а экосистема продуктов.