Владимирский централ и не только. Как появился русский шансон
На 45-м Московском международном кинофестивале покажут документальный фильм Юлии Бобковой «Владимирский централ» об истории русских тюрем. Именно этому месту посвящена одна из самых известных песен Михаила Круга. О том, откуда взялся и как стал частью тюремной культуры русский шансон, — в материале «Сноба»
Что такое шансон
Изначально шансон — это французские народные и авторские песни преимущественно романтического характера, которые пели в европейских кабаре. Впервые это обозначение упоминается еще в Средние века. «Шансоном» тогда называли лютневую музыку, сопровождаемую стихами, которую исполняли придворные трубадуры. Со временем это наименование стало актуально для почти любой эстрадной музыки. Звездой французского шансона XX века — так называемого реалистического шансона (chanson réaliste) — была, например, Эдит Пиаф, а немецкого — Марлен Дитрих. Звучало это примерно так.
Когда появился русский шансон
Русский шансон как музыкальное явление оформился в начале XX века и главным образом наследовал традиции «одесского бита» — особого вида джаза родом из, как можно догадаться, Одессы. Композиции во всех эстрадных жанрах, от цыганских вальсов до городского романса, исполняли Петр Лещенко, Иза Кремер, Вадим Козин и Александр Вертинский. Текстами песен последнего часто становились известные стихотворения поэтов Серебряного века, например Игоря Северянина или Александра Блока. Посвящены они были романтическим и экзистенциальным переживаниям, а также описанию праздной богемной жизни.
Эстетика русского шансона того времени — шумные московские салоны, «притоны Сан-Франциско», бушующая экзотическая стихия и пудреницы, наполненные кокаином. Тяжелый люкс без даже малейшего намека на блатную романтику. После октябрьской революции жанр ожидаемо оказался в стране под запретом как «буржуазный» и продолжил свое существование уже за рубежом: в Нью-Йорке, Гонконге, Париже и Стамбуле — тогдашних центрах русской эмиграции.
Советская эстрадная песня
Традиции русской куртуазной песни не могли не повлиять на то, как звучала советская эстрада. Ставший эмигрантским жанр в СССР постарались «облагородить» и сделать не таким «мещанским», ограничив упоминание атрибутов роскоши и заграничной жизни. Тем не менее дореволюционные мотивы и приемы остаются хорошо слышны в композициях Марка Бернеса, Леонида Утесова и Георгия Виноградова. Эти и другие советские эстрадные певцы первой половины XX века получили право выступать в несоветском жанре во время Великой Отечественной войны, когда музыкантов отправляли на гастроли, чтобы поднять боевой дух солдат.