Расизм в науке
Книга «Превосходство» (2019) прослеживает пусть истории науки о расах, от ее истоков в эпоху Просвещения до скрытых, но нарастающих проявлений в XXI веке. Неудобная правда заключается в том, что наука не всегда аполитична, а теория биологической расы продолжает жить, несмотря на возрастающее количество опровержений. Группы людей могут выглядеть, звучать и делать многие вещи по-разному, однако генетически мы все-таки очень похожи – считает Анджела Сейни.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Расизм в науке» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Для кого эта книга
Может быть, вы стараетесь придерживаться принципов политкорректности и толерантности, а может, наоборот. Как бы то ни было, скорее всего, вы уверены, что понятие расы – неоспоримая биологическая категория. Если это так, «Превосходство» Анджелы Сейни – чтение именно для вас. Из этой книги вы узнаете о том, откуда и как взялось это понятие и почему оно безнадежно устарело, узнаете, что самым древним населением Африки были белокожие люди, а 9500 лет назад Англию населяли темнокожие. Только знание подобных фактов и просвещение в области генетики поможет нам понять, насколько близки все 8 миллиардов жителей Земли.
Изучите историю расовой теории и развенчайте ее многочисленные мифы
Когда вы заходите в такой огромный музей, как, например, Метрополитен-музей в Нью-Йорке или Британский музей в Лондоне, в какую секцию вы направляетесь в первую очередь?
Автор этой книги Анджела Сейни обычно идет в ту часть музея, где представлены ее предки, – в индийские галереи. Если вы родом из Китая, то возможно, вы помчитесь смотреть на артефакты династии Тан. А если из Греции, то, наверное, поспешите разглядывать афинские мраморные статуи.
Музеи для многих являются местом, куда мы отправляемся, чтобы найти себя, почувствовать связь с теми краями, откуда родом мы или наши предки. Но почему, в самом деле, нам всегда так важно найти свои истоки? И почему нам кажется, что наше происхождение так тесно связано с нашей расой?
Согласно последним и наиболее точным научным исследования, раса является всего лишь социальным конструктом: это язык и культура, а не биологические особенности. Но это не останавливает ни нас, ни ученых, от многолетних попыток найти ей биологическое основание. В этой книге Анджела Сейни прослеживает историю расовой теории, параллельно разрушая все те мифы, которые поддерживали ее жизнеспособность.
Предупреждение: этот обзор содержит натуралистичное описание сексуального насилия и убийства. Пожалуйста, будьте осторожны и берегите себя!
Из этого обзора вы узнаете:
- как Карл Линней классифицировал людей;
- что на самом деле стоит за различиями в IQ;
- и как индийские политики переписывают историю.
Изучение археологии может укреплять расовые предрассудки
Сорок тысяч лет назад Homo Sapiens не были единственными существами, населявшими планету. На Земле также жили неандертальцы, денисовцы и Homo erectus. Но в результате выжили только мы, Homo Sapiens. Это должно означать, что в нас есть нечто особенное, не так ли?
Нам хочется верить, что это правда. Даже ученые, говоря о Homo sapiens, часто называют их «лучшими», «более быстрыми» или «высшими» в сравнении с другими видами людей, несмотря на то, что границы между нами весьма расплывчаты.
Убежденность в том, что Homo Sapiens – это высший вид, создало почву для появления еще более вредоносной теории: наличия в рамках самих Homo sapiens высших и низших рас. Являются ли некоторые расы более «человеческими», чем другие? На протяжении истории бесчисленное множество людей, от древних египтян до европейских колонизаторов XVI века, отвечали на этот вопрос положительно. В попытках доказать это археологи «раскапывали» истоки человечества.
В странах запада и Африке самой распространенной теорией о происхождении Homo Sapiens является гипотеза об африканских истоках. Она утверждает, что все люди могут проследить свою родословную до африканских корней, а некоторые из них начали мигрировать в другие части света около 100 тысяч лет назад.
Конечно, не все ученые поддерживают эту гипотезу. Например, в Китае общепринятой считается гипотеза о мультирегиональном происхождении, которой придерживаются как ученые, так и обычные жители. Те, кто поддерживает данную теорию, не верят, что все люди изначально мигрировали из Африки, – напротив, они убеждены, что произошли от предков, которые эволюционировали в разных частях света.
Все эти теории можно было бы посчитать невинным изучением прошлого человечества. Но это не совсем так.
В эпоху Просвещения белые европейцы создали первые стандарты, определявшие, что значит быть представителем Homo Sapiens. Философы укрепили идею о том, что люди являются высшим видом, а первые археологи главным образом сосредоточили свое внимание на изучении ископаемых останков в странах Европы. Когда европейцы колонизировали мир, они столкнулись с коренным населением, которое не совсем соответствовало европейским стандартам о человечестве. И колонизаторы воспользовались этим, чтобы оправдать жестокое угнетение других народов.
Такие теории, как гипотеза о мультирегиональном происхождении, берут свое начало в науках эпохи Просвещения: они легко укрепляют идею о том, что некоторые «типы» людей превосходят другие. Возможно, мы никогда не узнаем точную историю происхождения человечества. Но в современном мире мы вместе, как единое общество, решили, что каждый является человеком и заслуживает равные права – так почему же нам этого недостаточно?
Расизм часто маскируется под науку
Мы привыкли считать, что наука подразумевает беспристрастный поиск объективных истин о мире. Однако ученые – всего лишь обычные люди. А это означает, что они, как и многие из нас, подвержены влиянию собственных предрассудков.
Рассмотрим, например, шведского ботаника Карла Линнея, создателя популярной системы классификации живых организмов. Линней считал, что люди, подобно цветам и животным, также могут быть поделены на категории в соответствии с их физическими данными.
Однако Линней не просто классифицировал людей на основании цвета их кожи. Его система быстро превратилась в иерархию с ранжированием различных типов людей на основании существовавших тогда представлений о превосходстве. Например, Линней описал коренных американцев не только как «краснокожих», но и как «порабощенных», словно это является определяющей и врожденной чертой этих людей. Таким образом, на протяжении всей истории, науку использовали, чтобы оправдать расизм и предрассудки, связанные с ним.
Не секрет, что в период колонизации у европейцев были твердые убеждения по поводу того, какие расы являются высшими, а какие – низшими. Чтобы оправдать и доказать свои теории, многие обращались к биологии. И если некоторые расы оказывались «низшими» с точки зрения науки того времени, это означало, что колонизаторы имеют полное право их угнетать.
Например, в XIX веке американский врач по имени Сэмюэл Картрайт описал болезнь, которую он назвал «драпетоманией». Предполагалось, что это «заболевание» вызывало у порабощенных темнокожих людей желание сбежать. Быть рабами было положено этим людям самой природой, считал Картрайт, – а значит, их желание сбежать считалось заболеванием. Такая псевдонаука использовалась, чтобы оправдывать продолжавшееся угнетение и порабощение темнокожих.