Сергей Кравцов: Мы сформировали единое образовательное пространство

Сергей Кравцов возглавляет Министерство просвещения, которое курирует работу школ и колледжей, с января 2020 г., а в мае 2024 г. был переназначен министром, когда кабмин обновлялся. Под его руководством ведомство занялось созданием единого образовательного пространства, за счет которого содержание школьных программ становится одинаковым по всей стране и синхронизируется с вопросами основного государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ). В интервью «Ведомостям» Кравцов рассказал, как в этом году прошел ЕГЭ, и поделился планами министерства по восполнению острого дефицита педагогических кадров. По данным Минтруда, дополнительная потребность в школьных преподавателях к 2030 г. составит около 200 000 человек. Привлекать педагогов Минпросвещения намерено за счет новой системы оплаты труда, которая тестируется в трех регионах. По словам Кравцова, зарплата у учителя «средняя по экономике, но внутри регионов есть очень сильная дифференциация». Задача ведомства – установить единые требования к зарплатам педагогов на федеральном уровне.
– Выпускники школ сейчас сдают ЕГЭ. Для самих школьников и их родителей это очень волнительный период. Какие особенности, нюансы есть в этом году?
– Открою небольшой секрет. В этом году моя дочка Полина по итогам 10-го класса сдавала один ЕГЭ – русский язык. Я ей сказал перед экзаменом: надо быть уверенным в себе. Неважно, какой результат будет. И самое главное: надо до конца экзамена успеть проверить всю работу. Никаких не должно быть шпаргалок. Никаких мобильных телефонов. Никакого списывания. Главное – спокойно прийти на экзамен, сдать его. И тот результат, который будет, – вот он и будет.
К сожалению, средства массовой информации нагнетают ситуацию. И когда Полина вышла из пункта проведения экзамена, она мне позвонила и сказала: «Папа, вот то, что пишут в СМИ и социальных сетях, и то, что происходит в пункте, – это два разных мира». Вокруг ЕГЭ очень много...
– ...информационного шума.
– Да. Почему он происходит? Потому что это объективная процедура в системе образования, от которой зависит в том числе будущее школьников. Но если посмотреть, как эта процедура проходит, то становится ясно, что организация ЕГЭ продумана до мелочей, что создает спокойную атмосферу для выпускников. А в этом году и родители могли стать общественными наблюдателями на экзамене. Я с [вице-премьером] Дмитрием Николаевичем Чернышенко посетил пункт сдачи ЕГЭ по русскому языку в Нижнем Новгороде – мы увидели абсолютно спокойный экзамен.
В каждом пункте сдачи ЕГЭ есть медицинский кабинет. Задания распечатываются непосредственно в аудитории, везде установлено видеонаблюдение. Если ребенок готов, если он уверен в себе и хорошо учился, то обязательно сдаст экзамен и в зависимости от результатов может поступать в тот или иной вуз. А когда ребенок не учился, когда родители не уделяли должного внимания воспитанию или переводили на домашнее обучение не понятно какого качества или в какие-то частные школы – вот отсюда и возникает напряжение. При этом я не умаляю всех достоинств частной системы образования.
– В СМИ и соцсетях довольно часто встречается мнение, что система ЕГЭ «отупляет» детей. Вам есть что возразить людям, которые до сих пор не поняли все ее преимущества?
– К сожалению, у нас до 2020 г. фактически каждая школа учила по своей программе, а на ЕГЭ спрашивали абсолютно по-другому. Отсюда, собственно говоря, эти разговоры. Какие-то школы давали ученикам программы сильные, какие-то – недостаточного уровня. С учетом того что у нас порядка 40 000 школ, мы понимаем качество этих программ. Учебников по истории было более 50, по математике – более 100.
Сегодня ситуация кардинально поменялась. В 2021 г. мы реализовали поручение президента, вернули содержание образования в образовательные стандарты. Дальше на основе этих стандартов в 2022 г. мы утвердили единые образовательные программы. Потому что мало сказать, чему обучать, важно еще назвать количество часов на изучение той или иной темы. Раньше школы сами планировали время. И были программы, в которых на Великую Отечественную войну отводилось всего три урока, а блокаду Ленинграда школы могли не изучать.
Содержание образовательных программ синхронизируется с ЕГЭ и ОГЭ, чтобы школы готовили детей именно к тому, что будут спрашивать на экзамене. Средний балл ЕГЭ – около 61, по естественно-научным предметам – 60,9 балла, это свидетельствует о хорошем качестве подготовки российских школьников.
Сегодня ЕГЭ для нас – это маркер, иллюстрирующий качество российской системы образования. Приведу несколько цифр. Доля выбравших ЕГЭ по математическим и естественно-научным предметам к 2030 г. составит 35%, плановое значение на 2025 г. – 32%. Мы отмечаем стабильный интерес к предметам естественно-научного цикла. Особенно заметный рост по профильной математике – 30 000 человек. По математике и естественно-научным предметам растет не только средний балл, но и доля высокобалльников. Но что не менее важно – стабильно снижается доля не преодолевших минимальный порог.
Программы разрабатываются на федеральном уровне учеными, методистами, в том числе с участием учителей. Тем самым мы сформировали единое образовательное пространство, в котором четко говорится, например, какие произведения нужно изучать по литературе: преимущественно наши, отечественные. Потому что раньше школы могли давать на изучение зарубежную литературу, которая может заложить немножко другие ценности.
Плюс разрабатываются государственные учебники. Права на государственные учебники принадлежат государству. Такая система была в Советском Союзе.
– А почему было принято решение сначала разрабатывать единый учебник именно по гуманитарным предметам, а не по техническим?
– По техническим тоже принято решение. Об истории неоднократно говорил президент России, и у нас было поручение еще от 2012 г. о единых учебниках по истории. Поэтому первым государственным учебником стал именно он. Плюс в учебнике 11-го класса по истории нужно было отразить вопросы новейшей истории, начало и причины специальной военной операции.
– Достигла ли существующая система образования такого уровня, чтобы у нас стобалльники появлялись без репетиторов? Могут ли дети сегодня на 90–100 баллов сдать экзамен, не привлекая дополнительных педагогов?
– Для поступления в вузы нашей страны достаточно среднего балла, который демонстрируют школьники по итогам каждого года. Для нас важнее не обучить стобалльников, а чтобы как можно меньше было детей, не набравших минимальный порог. Вот наша задача. Очень важно, чтобы мы давали качественное образование каждому ребенку.
Сколько будет стобалльников, столько и будет. Конечно, лучше, чтобы больше было. Понимаете, принцип системы школьного образования заключается в том, что чем более едина система, тем лучше результат она дает. В отличие от системы профессионального образования – она дает лучший результат при большей дифференциации.
– Система ЕГЭ постоянно меняется. Наступит ли такой момент, когда все остановится и станет стабильным?
– Отчасти вы правы, изменения были связаны с нестабильностью содержания образования. Как только мы совместили содержание образования с тем, что спрашивают на экзаменах, процесс стал стабильнее.