Валерий Шубинский

Автор каноничной биографии Хармса (уже два переиздания!) и главный спец по обэриутам (суперлекции на «Арзамасе»! профильные экскурсии в ДК Лурье!) Валерий Шубинский врывается в мир детской и юношеской литературы. В 2024 году вышли сразу две его книги по занимательному краеведению: «Город литературных героев» для детей (с колоритным усачом Бармалеем авторства художницы Татьяны Ландграф на обложке!) и «Город обэриутов» для подростков. В первой Валерий (литературный топограф нашего сердца) прокладывает путь мочалки из
«Мойдодыра», закрывает тему улицы Бассейной и расследует маршрут трамвая, на котором катался мальчик-старичок из «Сказки о потерянном времени» Евгения Шварца. Во второй дотошно чертит жизненные карты Хармса, Введенского, Заболоцкого (от ДИСКа до «Крестов»). С восторгом наблюдаем, как исследователь главных авторов «Детгиза» сам становится важным детским писателем!
Путь мочалки и эйдос крысы Шушары
Вы и писатель, и поэт, и литкритик, а теперь еще и выдающийся специалист по занимательному краеведению — автор детской книжки «Город литературных героев» про петербургскую топологию персонажей Чуковского, Маршака, Хармса, Зощенко. Это серия экскурсий с картинками по маршрутам персонажей (и авторов!) главных детских книг. Пришлось ли вам год сидеть в архиве, чтобы просчитать путь мочалки или, скажем, вычислить адрес Бармалея?
Нет, этого, конечно, делать не пришлось. Я написал ее быстро: но тут не надо быть выдающимся следопытом — маршруты мочалки, слонов и девятых трамваев лежали почти что на поверхности. Книжка создана в соавторстве с замечательным художником Татьяной Ландграф, и мне очень нравится, как она оформлена.
Вы — человек, который ответит на главные вопросы моего детства! Вот скажите — как бежать от мочалки? Чтоб по Садовой, по Сенной, а потом сразу через ограду к Таврическому саду?
Нужно сесть на велосипед. Мочалка не догонит!
А что по Бармалею? В Африку гулять не пойдем, но вы же нашли его петербургский адрес.
Мы говорим о Бармалеевой улице, от которой литературный герой Бармалей и произошел: она названа вовсе не в честь разбойника, а, наоборот, в честь полицейского, который на этой улице жил. А дальше в книге речь идет о вещах более сложных, например о знаменитом стихотворении Маршака и Хармса «44 веселых чижа», посвященном детям из ленинградского детдома, располагавшегося на набережной Фонтанки, 36. Тогда, в 1920-е годы, о детдомовских детях писали совершенно не с той интонацией, с которой мы пишем сейчас, потому что были распространены идеи о том, что истинный человек эпохи социализма может быть воспитан только в условиях детского коллектива, а не в условиях какой-то буржуазной семьи.
Затем упоминаем еще одного обэриута, Юрия Владимирова, очень рано умершего — в 23 года. Сохранились всего шесть детских стихотворений, но среди них есть совершенно замечательное — про барабанщика Адриана. Мастер барабанный на углу Караванной. Потом у нас появляется Евгений Шварц с его «Сказкой о потерянном времени» с сюжетом о том, как искали четвертого мальчика и где его обнаружили. А дальше речь идет об Алексее Николаевиче Толстом и о «Золотом ключике».
Знаю, что вы можете часами говорить об истинной природе Буратино и эйдосе крысы Шушары!
Буду краток: Алексей Толстой жил в Пушкине, тогда Детском Селе, и ездил оттуда на машине в город и постоянно простаивал на переезде в Шушарах. Так «красный граф» отомстил нелюбимому топониму — назвал Шушарой крысу. Еще у меня есть теория, кто был прототипом Буратино. Когда-то писатель Мирон Петровский написал книгу о том, какие литературные, культурные реалии скрыты в «Золотом ключике», о том, что Карабас-Барабас — это Мейерхольд с его отношением к артистам как к марионеткам, Пьеро — это Блок, Мальвина — жена Блока Любовь Менделеева и так далее. Но он не добрался до главного, не понял, кто был Буратино. А моя идея заключается к том, что Буратино — это Гумилев, и я ее могу обосновать. Кто не верит, что Буратино — Гумилев, перечитайте «Золотой ключик» и посмотрите, что показывают в волшебном театрике, который подарен Буратино. Сначала Африку — тему, неразрывно связанную в те годы с творчеством именно Гумилева, жирафа (есть одноименное произведение!), а потом город, по которому едет трамвай, — вспоминаем вершинное стихотворение Гумилева «Заблудившийся трамвай».