Умирающий единорог: как сервис блогов Tumblr стал дороже $1 млрд, а потом подешевел в сотни раз
Кейс Tumblr — это история стартапа на миллиард долларов, который привлек аудиторию в сотни миллионов человек, но так и не научился зарабатывать.
Обещаю, что мы не запорем этот проект», — обращалась глава интернет-гиганта Yahoo! Марисса Майер к аудитории сервиса микроблогов Tumblr 20 мая 2013 года. В тот день компания официально объявила о покупке Tumblr за $1,1 млрд. Из этой суммы $253 млн получил основатель Tumblr Дэвид Карп, который остался работать в сервисе микроблогов на позиции гендиректора.
Тогда могло показаться, что это удачная сделка для обеих сторон. Tumblr бурно рос — на тот момент сервис располагал аудиторией в 300 млн уникальных пользователей в месяц, которые суммарно проводили на сайте 24 млрд минут. На платформе было зарегистрировано более 100 млн блогов, в которых каждую секунду появлялось 900 новых постов. Переход под крыло крупной компании должен был дать сервису технические и финансовые возможности для продолжения роста. Для Yahoo!, который тогда переживал не лучшие времена, но был полон амбиций вернуть себе статус одного из лидеров IT-рынка (для этого из Google и пришла Марисса Майер), покупка Tumblr была шансом привлечь молодую аудиторию в возрасте от 18 до 25 лет.
Прошло шесть лет. Yahoo! так и не смогла составить конкуренцию другим лидерам IT-отрасли и была поглощена Verizon в 2017 году. В компании давно нет Мариссы Майер, а теперь Verizon избавляется и от крупнейшего приобретения ее эпохи — 12 августа было объявлено о продаже Tumblr компании Automattic, владельцу системы управления контентом сайтов WordPress. Официально сумма сделки объявлена не была, но те цифры, которые назывались в СМИ, обескураживают — так, по сведениям издания Axios, речь идет о сумме около $3 млн. Таким образом, за шесть лет Tumblr подешевел примерно в 300 раз. Что же произошло с некогда перспективным проектом?
Взрывное начало
Уроженец Нью-Йорка и веб-разработчик со школьной скамьи, Дэвид Карп придумал Tumblr, когда ему не было и 20 лет. К тому времени он уже несколько лет как бросил учебу, и посвящал свое время разработке софта в своей собственной компании Davidville. Кроме него там работал только один человек — Марко Армент.
Можно сказать, что идея запустить такой продукт, как Tumblr витала в воздухе. 2005 год подарил англоязычному миру новое слово — tumbleloging, которым стали обозначать новую и набирающую популярность модель ведения блога, когда посты ограничивались зачастую лишь одной фразой. «Твиттера» на тот момент еще не было. По словам Карпа, он ждал целый год, пока какая-то из существующих блог-платформ создаст под новый феномен подходящий сервис. Однако этого не произошло, и Карп решил создать его сам.
Работая над Tumblr в перерывах между заказами, Карп и Армент ближе к концу 2006 года создали приложение, с помощью которого можно было выкладывать в сеть все виды цифрового контента — от текста до видео. Инвесторов Карпу помог найти друг его семьи, медийный предприниматель Фред Сейберт, который познакомил его с Биджаном Сабетом из Spark Capital и Фредом Уилсоном из Union Square Ventures. В феврале 2007-го Tumblr был запущен и в первые же две недели работы платформы на ней зарегистрировались 75 000 человек. Это был успех. К осени 2007 года Карп, который до последнего не хотел рассматривать Tumblr как серьезный бизнес, наконец сдался — в октябре 2007 года он продал 25% в компании Union Square Ventures и Spark Capital (они же были ранними инвесторами в Twitter) за $750 000 — при этом инвесторы готовы были дать и больше, однако Карп справедливо считал, что слишком большие деньги повлекут за собой и слишком жесткие обязательства.
Манера ведения бизнеса у Карпа была своеобразной. Так, когда число зарегистрированных пользователей уже было семизначным, в компании работали только четыре человека — Карп говорил, что этого достаточно. Рекламу в Tumblr Карп запустил только в мае 2012 года. До этого единственным источником дохода для Tumblr было создание «тем» - специальное оформление страниц в соцсети. Кроме того, доходы приносило творчество пользователей — более 50 блогеров адаптировали свои страницы в книги, а некоторые даже заключили контракты на телеэкранизацию.