Удар с запада. Банки упустили 15% прибыли из-за санкций
Если бы не западные санкции, прибыль российских банков за последние три года была бы выше на 10-15%, подсчитал бывший зампред ЦБ Михаил Сухов. Закрытие внешних рынков для банковского сектора привело к переориентации на внутренние ресурсы и удорожанию фондирования
Из-за санкций российский банковский сектор недополучил за 2015-2017 годы порядка 10-15% прибыли — на его бизнесе сказались закрытие рынков капитала, отток клиентских средств и удорожание стоимости фондирования, подсчитал экс-зампред ЦБ и профессор банковского института НИУ ВШЭ Михаил Сухов.
Влияние кризиса на банки можно оценить по двум основным параметрам. Во-первых, с начала 2015 по начало 2018 года доля кредитов российскому банковскому сектору от иностранных организаций снизилась с 3,3% до 1,1%, приводит данные Сухов.
В июле 2014 года США, а следом за ними и ЕС, ввели секторальные санкции, которые отрезали для госбанков и госкомпаний возможность получать займы более чем на 90 дней. Впоследствии этот срок был сокращен сначала до 30 дней, а летом 2017 — и до 14 дней. Санкции затронули все крупные госбанки — Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, РСХБ, а также ВЭБ.
«До введения санкций фондирование банков со стороны западных структур было достаточно дешевым, и на него приходилась большая часть финансирования. Из-за санкций это фондирование пришлось заменить более дорогими источниками, поэтому, по нашим оценкам, рост расходов банков из-за удорожания кредитов составляет около 100 млрд рублей за три года», — подсчитал Сухов.
По данным ЦБ, банковский сектор сократил свои внешние обязательства в долларах на 56% — со $141 млрд на 1 июля 2014 года до $62 млрд на 1 апреля 2018 года. Сжался и сам внешний долг кредитных организаций, номинированный в рублях, евро и прочих валютах, — с $209 млрд до $105 млрд. Вместе с тем рублевые заимствования банков и компаний с момента введения санкций выросли с 13 до 41%.