Рейтинг самых влиятельных женщин в российских медиа
Наталья Синдеева
Основанный в 2010 году телеканал “Дождь” довольно быстро стал площадкой, объединившей как состоявшихся и успешных, так и молодых журналистов. Умение чувствовать таланты Синдеева продемонстрировала еще будучи генеральным продюсером «Серебряного дождя» (вместе с партнерами основала радиостанцию в 1995 году): в 1998 году она пригласила на работу Владимира Соловьева, а в 2007 году — «Блондинку в шоколаде» Ксению Собчак, которую потом переманила на “Дождь” вести авторскую программу «Собчак живьем».
На волне протестов 2011-2012 годов «Дождь» стал главной телевизионной площадкой для диалога между властью и оппозицией. В мае 2011 года — накануне первого дня рождения канала — в эфир пришел действующий президент Дмитрий Медведев, с апреля 2012 года журналисты “Дождя” регулярно принимают участие в программе «Разговор с Дмитрием Медведевым» (до выборов 2012 выходила в эфир под названием «Итоги года с президентом России»).
В 2014 году после публикации опроса о блокаде Ленинграда транслировать «Дождь» перестали крупнейшие кабельные операторы, а через полгода по каналу ударил запрет рекламы на платных каналах. Спасти “Дождь” удалось благодаря сокращению бюджета и переходу на подписную модель. В 2016 году Синдеева усложнила себе задачу: перестроила редакцию, расширив сетку серьезными журналистскими расследованиями. Решить эту задачу она поручила бывшему главному редактору РБК Роману Баданину и не отказалась от идеи даже после конфликтов между новыми сотрудниками и «старой» редакцией. Так в эфир "Дождя" вышел документальный сериал «Питерские» о людях, которых канал назвал друзьями Путина, репортаж «Царь горы» о «самом богатом ректоре России» и другие. Летом этого года Баданин покинул "Дождь", и его место заняла Александра Перепелова.
Маргарита Симоньян
13 лет назад канал Russia Today (сейчас RT) создавался как витрина современной России. Тогда его возглавила 25-летняя Маргарита Симоньян. К тому моменту она за шесть лет прошла путь от военного корреспондента краснодарской телерадиокомпании (освещала конфликт в Чечне) до журналиста президентского пула от ВГТРК (в этом качестве она рассказывала о событиях в Беслане). В 2015 году, поздравляя канал с 10-летием и похвалив за работу, Владимир Путин сказал: «Мы дали вам проявить себя, раскрепостили, ничего не заставляем делать, <...> дали вам возможность — это сленг такой русский — оттянуться». А в 2017 году мировые СМИ и иностранные политики заговорили об RT как об одной из главных сил российской пропаганды. Американский Forbes включил Симоньян в список 100 самых влиятельных женщин мира, указав, что «сейчас ее обсуждают в технологических, медиа и политических кругах, уделяя основное внимание негативному влиянию RT». Одновременно RT и Симоньян попали в доклад спецслужб США о возможном вмешательстве России в выборы президента (после по требования властей США RT зарегистрировался как иностранный агент), а власти Британии допустил отзыв лицензии у канала из-за «дела Скрипалей».
В сентябре 2018 года Симоньян взяла интервью у Александра Петрова и Руслана Боширова, которое цитировали все мировые СМИ, а цитаты из него пополнили золотой фонд мемов. Вовлеченность Симоньян в солсберийское дело, а также популярный телеграм-канал, который она достаточно активно ведет, обеспечили ей первое место в рейтинге самых цитируемых журналистов по версии "Медиалогии".
Галина Тимченко
«У каждого главного редактора есть одно главное издание», — говорила Галина Тимченко «Новой газете» весной 2014 года. Для нее таким местом работы стало старейшее интернет-издание России Lenta.Ru. В «Ленту» (в 1999 году ее основал Антон Носик) она пришла вскоре после запуска — на должность мониторщика. До этого Тимченко три года проработала в ИД «Коммерсантъ». Всего «Ленте» Тимченко посвятила 15 лет, 10 из которых в качестве главного редактора. Расстаться с изданием, на тот момент крупнейшим независимым онлайн СМИ страны, ей пришлось в марте 2014 года по решению акционера Афиша-Рамблер-SUP (c апреля 2014 года Rambler&Co. — Esquire) Александра Мамута. В редакции это сочли “прямым давлением”, и вслед за главредом издание покинули более 80 человек. События вокруг “Ленты” сравнивали с разгоном НТВ, а в отношении команды Тимченко стали использовать термин «уникальный журналистский коллектив» (выражение вошло в обиход после ухода с НТВ команды во главе с гендиректором Евгением Киселевым. — Esquire).
Всего через полгода часть команды вместе с Тимченко, отказавшись от поддержки Михаила Ходорковского и Бориса Зимина и найдя другого инвестора (его имя редакция не раскрывает), запустила проект Meduza. Но уже из Латвии. Вскоре проект получил прозвище «русский Buzzfeed» и стал источником идей и форматов для коллег по рынку. В январе 2016 года Тимченко решила, что Meduza будет «главным изданием» ее заместителя Ивана Колпакова, но осталась в проекте в качестве генерального директора и владельца компании-издателя.
Елизавета Осетинская
Елизавета Осетинская приступила к работе шеф-редактора холдинга РБК в 2014 году — в год, полностью изменивший российский медиарынок: увольнение Тимченко, отказ кабельных операторов транслировать «Дождь» после публикации опроса о блокаде Ленинграда, подписание закона о запрете иностранцам владеть более 20% в российских СМИ. Осетинская же в это время один за другим перезапускала проекты холдинга и стремительно собирала самую сильную команду на рынке. Как итог: обновленный РБК выпустил расследования о Катерине Тихоновой (после этого Reuters и Bloomberg назвали ее «дочерью Путина»), о бизнесе ее предполагаемого супруга Кирилла Шамалова, материал по мотивам “панамского досье” и многое другое. Вскоре после публикации последнего Осетинская, а также главный редактор РБК Роман Баданин и главный редактор газеты РБК Максим Солюс покинули холдинг.
Осетинская уехала на год учится в Стэнфорд и уже в США начала работу над проектами The Bell и «Русские норм!» (серия видео-интервью с бизнесменами). Собственным медиа Осетинская занялась, проработав топ-менеджером всех крупнейших деловых медиа в России. В 2007 году, в 30 лет, она возглавила газету «Ведомости» (в 1999 году начала работать там корреспондентом), в 2011 — русскую версию Forbes. Именно при Осетинской журнал опубликовал расследование о доходах Игоря Сечина, после которого глава «Роснефти» стал регулярно судиться и выигрывать тяжбы с журналистами и СМИ из-за материалов о своей работе и личной жизни. Досталось и РБК, которое еще при Осетинской опубликовал статью о том, что Сечин якобы просил правительство помешать BP собрать блокпакет акций «Роснефти». Сечин потребовал не только опровержения, но и более 3 млрд рублей (в этом ему суд отказал).
Евгения Альбац
Широкой аудитории “Эха Москвы” Альбац известна с 2004 года как автор одной из главных политических программ радиостанции “Полный Альбац”, где она вместе с гостями обсуждает самые актуальные темы — от убийства Бориса Немцова до выборов президента. В 2016 году программа оказалась под угрозой закрытия из-за отказа журналистки подписать новый договор с руководством радиостанции («Эхо Москвы» входит в «Газпром-медиа холдинг». — Esquire). Альбац увидела в документе требование не озвучивать в эфире «несогласованные темы, вопросы и иную информацию», расценив его как цензуру. Главный редактор “Эха Москвы” Алексей Венедиктов с ней согласился и добавил, что ситуация привела его «в бешенство». Программу, тем не менее, удалось сохранить, и она выходит по сей день.