Сценарист «Кислоты» Валерий Печейкин — о потерянном поколении двадцатилетних и российском кино
В прокате сейчас идет «Кислота», режиссерский дебют актера театра «Гоголь-Центр» Александра Горчилина. Esquire поговорил со сценаристом фильма, главным драматургом «Гоголь-Центра» Валерием Печейкиным о новом поколении молодых, русском сплине, Фаусте и рэперах.
Почему отсутствие проблем — главная проблема поколения 20-летних
В «Фаусте» Гёте, когда герой уже очень богат и живет в своем замке, к нему приходят четыре старухи. Нехватка, Вина, Нужда и Забота. Первые три уходят, а Забота почему-то остается, хотя Фауст говорит ей, чтобы убиралась вон. Ведь ему кажется, что забот у него нет. Старуха проклинает его и поражает слепотой, потому что забота есть у каждого. И у бедняка, которому нужно найти кусок хлеба, и у богача, который размышляет, как ему сохранить свои богатства.
Если же герой говорит, что у него нет проблем, как Петр в «Кислоте», это может свидетельствовать лишь об одном: он находится в заблуждении. Когда у нас в организме возникает проблема, мы это чувствуем, потому что что-то начинает болеть. А если иммунитет уже на исходе, то мы этого и не заметим: нервные окончания и сигнальные системы уже не работают. Мы просто находимся в ситуации затухания, когда организм не подает никаких сигналов, он увядает.
Почему главные герои «Кислоты» получились именно такими
Если бы герои фильма «Кислота» жили в сельской местности, они бы занимались садом и огородом. Экзистенциальная проблематика мало поднимается крестьянами или людьми, которые ведут земледельческий образ жизни. Они встают в 5 утра, чтобы начать доить коров. Поэтому, конечно, проблематика «Кислоты» — московская. Но в то же время у нее богатая преемственность и традиция.
Прототипов главных героев «Кислоты» я называю «людьми за соседним столиком». Это те, кого ты не знаешь и никогда не узнаёшь, кого ты видел один раз в жизни и кто произвел на тебя впечатление длиной в секунду.
Почему в России сейчас легко стать героем, если делать хоть что-нибудь
Чтобы что-то изменить, герои «Кислоты» могли бы, например, заняться делом. Как философ Розанов ответил Чернышевскому на вопрос «Что делать?»: «Если это лето — чистить ягоды и варить варенье; если зима — пить с этим вареньем чай»... То есть заниматься хотя бы каким-то делом. У нас про эту проблематику написан целый роман «Обломов». Наши герои преемствуют Илье Ильичу Обломову.