Демпинг, NASA, военные: как Илон Маск выдавил Роскосмос с рынка
К сожалению, потеря Россией рынка коммерческих запусков выглядит необратимой. Но какова ее истинная причина?
Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин 1 октября 2018 года заявил, что Илон Маск использует деньги от дорогих военных пусков, чтобы занижать цены на гражданские запуски компании SpaceX. Действительно, за последние года Роскосмос практически потерял рынок коммерческих запусков. Но был ли демпинг этому виной?
Простейшие расчеты показывают, что демпинговать за счет военных запусков у SpaceX не получилось бы: на 60 стартов заокеанского конкурента лишь четыре военных. К тому же это нормальная мировая практика, когда военный запуск дороже «мирного». Настоящие причины, по которым Маск запускает коммерческие ракеты дешевле, представители Роскосмоса называли еще три года назад, и они лежат в области технологий, а не демпинга.
По европейскому сценарию
Рогозин не сам придумал, что Илон Маск выживает конкурентов с рынка коммерческих запусков за счет дорогих заказов от правительства США. Запустил эту историю в жизнь глава европейской Ariane Group Ален Шармо (Alain Charmeau), а Дмитрий Олегович лишь повторил ее спустя несколько месяцев. Концепция Шармо проста: «SpaceX выставляет правительству США ценник в $100 млн за пуск, а пуски для европейских потребителей [у этой компании] куда дешевле».
Сравним с рогозинскими словами, произнесенными недавно в эфире первого канала: «Если вы посмотрите, по какой цене он продает «Фальконы» Пентагону и за сколько он выходит на рынок, то вы увидите чистый демпинг. Для того, чтобы выдавить Россию с этого рынка, он продает пуски от $40 до $50, иногда от $50 до $60 млн. Но от Пентагона он получает в среднем примерно $150 млн за каждый пуск».
Как мы видим, Дмитрий Олегович забыл часть тезисов Шармо: у него виновато не «правительство США», а один Пентагон. От этого убедительность его версии равна нулю. Дело в том, что первый запуск метеоспутника для военных SpaceX сделала в 2015 году, а военного — аж в 2017 году. Цены ниже российских компания выставила с самого начала, а не с 2017 года. Уже в 2014 году появились данные, что запуски Маска стоят дешевле не только российских, но и китайских, причем китайские госструктуры прямо дали понять, что снизить цену до «Фальконов» не могут. В том же 2014 году дополнительных субсидий попросил у ЕС и европейский оператор запусков, объясняя это необходимостью конкурировать с более дешевыми пусками SpaceX. Чтобы выжить в гонке с этой американской компанией, в 2014 году Европа запустила процесс создания принципиально новой ракеты Ariane 6.
Более того, именно из-за этих низких цен (еще до начала военных запусков в 2017 году) Роскосмос с 2015 года был вынужден уменьшить стоимость стартов своих «Протонов» для зарубежных покупателей со $100 до $70 млн, а затем и до $65 млн — «чтобы конкурировать с Falcon». Достаточно взглянуть на график динамики количества запусков ракет разных компаний, чтобы заметить: вытеснение Роскосмоса с рынка началось вовсе не в 2015 году, а куда раньше. В 2012 году, когда американский конкурент только вывел свою ракету Falcon 9 на рынок, Россия дала 11 коммерческих пусков «Протонов». В 2013-2014 годах их уже было лишь по 8 в год. В тот момент SpaceX не могла демпинговать за счет Пентагона, потому что не получила еще ни доллара от военного ведомства США. Так не бывает.
Наконец, пока SpaceX сделала для американских военных ровно четыре запуска. Даже если они стоили на $100 млн дороже обычных — это всего $400 млн. На эти деньги нельзя значительно удешевить шесть десятков остальных пусков компании.