«Учителям не хватает управленческих навыков». Интервью с директором школы «Летово», в создание которой миллиардер Мошкович вложил $200 млн
Как должны измениться отношения «учитель-ученик» и в чем главная функция школы сегодня, объясняет Михаил Мокринский
Нынешний учебный год — первый для школы «Летово», созданной на деньги председателя совета директоров ГК «Русагро» Вадима Мошковича. Миллиардер вложил $80 млн в ее строительство, и $120 млн — в эндаумент. В школу могут поступить одаренные дети со всей страны, для многих из них расходы на обучение и проживание, которые составляют $20 000, покрываются стипендией. Все ученики занимаются по индивидуальному плану, а учителя для работы с ними перенимали опыт у профессоров Стэнфордского университета. Школу возглавляет Михаил Мокринский, бывший директор лицея 1535 — одного из лучших образовательных учреждений в России. О том, как должно измениться школьное образование, чтобы сохранить свою актуальность в современном мире, он рассказал в интервью Forbes.
Ребенок должен выбирать профессию в 16 лет. Но тенденция такова, что, зачастую, взросление происходит позже, люди ищут себя и в 30, и в 40 лет. Как вы думаете, может ли школа как-то помочь человеку с самоопределением?
Современная жизнь позволяет оставаться инфантильным неопределенно долгое время и получать от этого удовольствие. Инфантильность — это не только защищенность от трудностей и жизненных обстоятельств, это еще и способ находиться в контакте со своим внутренним ребенком. Если жизнь не требует обратного, каждый имеет возможность тормозить хоть до пенсии, а потом приходит повторная радость — вы уже на пенсии, но еще ребенок. И это не плохо, это просто данность.
Вся индустрия развлечений, отдыха и туризма формирует привычки потребительского поведения. Человек выходит из школы и дальше идет по жизни, не понимая, зачем он работает, кроме как для того, чтобы после работы проводить досуг. Человека с перекосом в потребительское поведение, с подстриженными, как газончик, целями и ценностями школа обязана вытащить на нужный уровень.
А как школа может помочь человеку самореализоваться?
Современная культура подбрасывает удобные форматы поведения, и они очень ситуативны. Когда ты в одной компании — ты такой, в другой — ты другой. За тебя уже придумали все способы воспроизводства и тиражирования этих форматов — просто расслабься и плыви, можешь — кверху пузом, можешь — закрыв глаза.
А ведь общество всегда так или иначе направляло людей к самореализации. Традиционные общества делали это через ритуалы, индустриальные — через идеологию. И то, и другое стимулировало к поиску идентичности достаточно жестким способом: ты с кем — с ними или с нами? Школа же должна подтолкнуть человека задать самому себе вопрос: «А мне-то самому что надо?». Человек должен познать, понять свои сильные и слабые стороны и уже на основе этого сделать выбор будущей профессии.
Раньше главной функцией школы было дать образование. А сейчас?
Школа должна все более технологично формировать компетенции, работать с контекстами, смыслами, культурной идентичностью. Это было всегда, просто в воспитании и развитии личности добавлялись новые детали.
Насколько остро сегодня в школе стоит кадровый вопрос? Достаточно ли компетентны молодые преподаватели?
Кадровый вопрос существует, и ответ на него зависит от нескольких факторов: насколько учителя себя чувствуют социально защищенными, экономически устойчивыми, привлекает ли школа лучшие мозги поколения, привлекает их на год, на десять, на пятнадцать или навсегда. Дает ли им возможность по-разному себя реализовать и вырасти? Ответы на все эти вопросы должны быть зашиты в государственной образовательной политике. Например, Финляндия. Она правильно и преемственно отвечала на эти вопросы и удержала в школе лучших выпускников университетов — в систему образования приходят люди, которых эта система хочет видеть, и остаются в ней на всю жизнь. Все остальное — добавки к основному блюду. В школу должны приходить люди определенного калибра с определенным типом миссионерских и профессиональных задач. Следующий вопрос в том, чем их оснастить, чем им помочь.