Учёные, ставшие фантастами: Айзек Азимов и Нил Стивенсон
Наши друзья из Эксмо подготовили очередной увлекательный рассказ о титанах, на плечах которых покоится вся современная научная фантастика. Сегодня речь пойдет о легендарном гуманисте и популяризаторе науки Айзеке Азимове и не менее известном программисте, физике и весьма нетривиальном авторе — Ниле Стивенсоне.
Билл Гейтс признавался, что больше всего ценит в научно-фантастических романах как возможность окунуться в них с головой, так и навеваемые ими размышления — ведь у отдельных авторов вполне можно чему-то научиться. В пример предприниматель приводил книгу Нила Стивенсона «Семиевие», которая рассказывала о последствиях взрыва Луны. Писателю удалось достоверно изобразить катастрофу благодаря углублённому изучению географии и физики — у него степень по этим дисциплинам.
Пару Стивенсону в новом выпуске рубрики «учёные-фантасты» составит классик научной фантастики, популяризатор науки, гуманист, биохимик, автор исследовательских трудов и участник «Большой тройки американских фантастов» Айзек Азимов. Вспомним, какие дисциплины изучали писатели, чего успели достичь в выбранной специальности и как их область помогла в работе над фантастическими произведениями.
Айзек Азимов
Специализация: биохимия
Азимов — выдающийся писатель, чьё влияние на науку и научную фантастику можно описывать в скрупулёзном исследовании на несколько сотен страниц. И даже в таком случае велик шанс не охватить все подробности из жизни и творчества фантаста. В этой же заметке мы коснёмся некоторых основных тем и попробуем отследить закономерности в его произведениях.
Из-за технической насыщенности романов и рассказов писателя может сложиться впечатление, что Айзек Азимов был инженером, но на самом деле это не так — он стал сперва бакалавром, а потом и магистром в области химии. Он поступил было в аспирантуру, но в 1942-м Азимов отправился в Филадельфию на военно-морскую верфь, где три года проработал химиком. А до 1946-го он отслужил в армии — и лишь после ему удалось завершить аспирантуру, где он получил степень доктора биохимии. В дальнейшем писатель устроился преподавателем на медицинский факультет Бостонского Университета, продолжив карьеру учёного — так он стал доцентом.
В юношестве Азимов хотел стать медиком — вероятно, это было следствием его гуманистического мировоззрения. Однако вскоре он понял, что быть доктором не для него — писателю становилось плохо при виде крови.
Произведения писателя, особенно поздние, во многом отражают его склад ума, многочисленные исследования, богатый опыт работы над научно-популярными произведениями и уже упомянутое гуманистичное мировоззрение. Последнее особенно ярко видно в проработке образов роботов в сборнике «Я, робот», которым Азимов окончательно утвердил заглавных героев не как бездумную силу, что хочет уничтожить человечество, а как разумных созданий со своей логикой и мотивами. Роботы Азимова помогают людям, иногда даже служат моральными ориентирами. А ведь во многом за появление роботов в произведениях писателя стоит благодарить редактора журнала Astounding Джона В. Кэмпбелла, который отвергал первые рассказы юного Азимова. На заре творчества именно Кэмпбелл дал Азимову совет выкинуть всяких пришельцев, поскольку редактор считал, что «инопланетяшки» людям не ровня. Вероятно, поэтому вселенная «Академии» — одного из самых известных и масштабных произведений Азимова — населена исключительно людьми.