«Это важнейшая институция страны». В чем ценность арестованной коллекции Алексея Ананьева
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак, директор музея «Гараж» Антон Белов о том, что мы теряем вместе с закрытием Института русского реалистического искусства, и почему государство должно помочь спасти коллекцию
На фоне волнений вокруг судебного дела Ивана Голунова в эти выходные, ситуация с частным художественным музеем предпринимателя Алексея Ананьева теряет своей эмоциональный накал. Кричать сегодня о значении картин, музея, здания кажется неуместным. Но то, как официально, без выражений протестов и коллективных писем, уничтожается ИРРИ (Институт русского реалистического искусства) с крупнейшей коллекцией русского и советского искусства XX века, — еще один маркер состояния общества.
После того, как 29 мая Арбитражный суд Москвы в качестве обеспечительной меры по иску Промсвязьбанка на 282 млрд рублей постановил арестовать имущество бывших собственников банка, Дмитрия и Алексея Ананьевых, а также бывших топ-менеджеров банка, в том числе картины Алексея Ананьева, находящиеся «в оперативном управлении» Института русского реалистического искусства (ИРРИ) и здание ИРРИ, музей закрыт для посетителей.
«Постоянная экспозиция демонтирована, спущена в хранилище, работы с выставки «Пора разобраться! Архив Александра Каменского» отправлены музеем, — рассказала Forbes Life Наталия Чечель, заместитель директора департамента музеев Министерства культуры РФ. — Я приезжала 5 июня в ИРРИ на выдачу предметов из федеральных музеев, лично регулировала ситуацию. В данном случае собрание ИРРИ рассматривается как коммерческий актив. Министерство культуры не может вмешаться в его судьбу, так как собрание частное, не внесено в государственный музейный реестр. Но мы не отстраняемся от ситуации с ИРРИ. Министр в курсе. В настоящий момент ни банк, ни судебные приставы не понимают масштаба ИРРИ. Его ценность — это и коллекция, и здание, и сам ИРРИ, как институция. Значение музея как такового пока не понимают ни банк, ни судебные приставы. Наша позиция — сделать все возможное, чтобы ИРРИ как музейный, исследовательский, просветительский центр продолжил свою работу».
Самое ценное
ИРРИ ( Институт русского реалистического искусства) — это частный музей предпринимателя Алексея Ананьева в Замоскворечье, открытый в декабре 2011 года в одном из корпусов бывшей ситценабивной фабрики конца XIX века. На трех этажах площадью более 4 500 кв м выставлены 500 произведений русского и советского искусства: среди них масштабные работы Георгия Нисского, Александра Дейнеки, Александра Герасимова, Исаака Бродского, Юрия Пименова, Гелия Коржева. Всего в собрании ИРРИ — около 6 500 полотен, купленных Алексеем Ананьевым с 2002 года.
Художественная ценность ИРРИ не только в его собрании (по своей представительности и качеству коллекция не уступает коллекциям ведущих национальных музеев), но и в его выставочной, научной-исследовательской, просветительской работе. Выставки, которые организует ИРРИ, — из числа важнейших событий сезона. А ретроспектива Георгия Нисского, прошедшая с сентября 2018 до января 2019, пожалуй, одна из лучших в Москве.