Ученья идут: какие технологии и почему закрепились в сфере образования
Мы живем во время бума технологий. Сегодня каждый говорит про нейросети, прямо на наших глазах развивается искусственный интеллект (ИИ), который постепенно захватывает все сферы и в том числе начинает активно применяться в образовании. Некоторые зарубежные и российские проекты уже активно внедряют ИИ в свои сервисы. С его помощью платформа Koalluh анализирует интересы детей и создает для них персональные истории, чтобы привить любовь к чтению. ByteDance разрабатывает EdTech-проект, в котором нейросеть поможет школьникам изучать математику, естественные и инженерные науки. В Duolingo система на основе ИИ еженедельно анализирует выполненные упражнения и подбирает задания соответствующего уровня сложности.
Современное образование невозможно без технологий. Но эта сфера всегда была консервативной как для учащихся, так и для создателей обучения. Остается ли она такой же сегодня и что было до расцвета нейросетей?
От универсальных технологий к отдельным разработкам
EdTech (от англ. Education и Technology) находится на стыке образования и технологий и включает в себя онлайн-платформы, приложения и электронные системы для обучения в цифровой среде. Большую долю российского EdTech-рынка занимает дополнительное образование взрослых, изучение языков, корпоративное обучение и детские курсы.
По сравнению с другими технологическими сегментами EdTech развивается медленнее: аудитория финтеха и фудтеха шире, и, несмотря на то что образовательные платформы появились раньше, чем необанки и сервисы доставки, EdTech менее технологичен. Так, по данным EY, к 2019 году Россия вошла в тройку лидеров по популярности финансовых технологий — к тому моменту уже около 80% россиян пользовались финтех-услугами. Онлайн-обучение же стало приобретать популярность только под влиянием пандемии.
Под технологиями в EdTech мы подразумеваем инструменты, которые влияют на образовательный опыт студента. Это тренажеры, форматы интерактивного контента, различные механики геймификации и платформы для организации обучения — все, что позволяет создать комфортную учебную среду и влиять на эффективность обучения.
Как мы уже сказали, в самом начале онлайн-образование не было по-настоящему технологичным. Первые системы управления обучением — Learning Management Systems, или LMS, — в мире появились еще в 2000-х. Но это были дорогостоящие и закрытые для широкой аудитории решения, которые применяли крупные зарубежные университеты и корпорации. Только в 2010-е, когда в мире началась настоящая демократизация технологий, EdTech стал расцветать. Появились универсальные инструменты и бесплатные пользовательские решения. Стали популярны Google-сервисы, Skype и другие инструменты для видеоконференций, многообразные конструкторы сайтов и сервисы для хранения контента. Для начала этого уже было достаточно, чтобы перенести обучение в онлайн.
С появлением в 2012 году международных платформ Coursera и EdX спрос на массовые онлайн-курсы на мировом рынке резко вырос. Сформировалось понимание, что образование может и должно быть доступно каждому. На российском рынке появились аналогичные сервисы с бесплатными курсами (такие как «Открытое образование» и Stepik) и стали активно развиваться крупные коммерческие онлайн-платформы.
EdTech-компании начали разрабатывать отдельные технологии и адаптировать существующие инструменты под специфику сферы. По мере роста спроса объемы финансирования увеличились. Крупные инвесторы: «Севергрупп» Алексея Мордашова, «Яндекс», VK, фонд Skolkovo Digital — вкладывались в развитие стартапов и образовательных платформ. Объем инвестиций в российский EdTech увеличился с $8 млн в 2014 году до $34 млн к 2019-му.