Экономисты описали модель развития России по аналогии с Китаем
Российская экономика оказалась в ситуации «трех циркуляций», пишет близкий к правительству Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Эта модель аналогична китайской модели «двух циркуляций», в рамках которой приоритет отдается внутреннему спросу, а внешнеэкономическим операциям отводится вспомогательная роль. Впрочем, есть риск, что три контура — экспортный, государственный и ориентированный на внутренний рынок бизнес-контур — начнут «поедать себя», признает ЦМАКП.
Модель развития российской экономики можно описать по аналогии с китайской моделью «двойной циркуляции», указывает в докладе «Уроки на долгосрочный период: что означает «поворот к себе»» руководитель Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Дмитрий Белоусов. «Сама логика нашего развития выталкивает нас в своеобразный аналог китайской экономики «двух циркуляций», — констатируется в докладе.
«Двойная циркуляция» — китайская стратегия экономического развития до 2035 года. Она опирается на внутреннее потребление, а росту экспорта и инвестиций отводится вспомогательная роль. В случае с Россией речь идет об экономике «трех циркуляций» — комбинации конкурентоспособного экспорта, опоры на внутренний спрос и определения приоритетных направлений развития государством.
Экспортеры зарабатывают дефицитный ресурс — валюту, за счет которой можно покупать импортное оборудование и технологии, описана логика модели в докладе. Государство обеспечивает безопасность в широком смысле (оборонную, продовольственную, социальную, технологическую), при этом активно применяя методы планирования — получает качественные ресурсы «под план» и по плановым ценам. Бизнес несет инновационные риски, выстраивает новые системы кооперации, создает рабочие места и приносит доходы регионам.
В этой модели выручка от экспорта должна идти на восстановление региональной экономики, бизнес — переориентироваться на внутреннего потребителя, а государство — обеспечить интересы всех экономических агентов такой системы, объяснила Forbes доцент кафедры экономической теории РЭУ имени Г.В. Плеханова Екатерина Новикова.
«Сомнений, что такую модель можно использовать, нет, — подчеркивает директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. — Это комбинация из сбалансированной торговли с «недружественными» странами, расширения кооперации с Китаем, Индией, Турцией, ближневосточными странами и модернизации производства на основе внутреннего спроса. Такая политика будет селективной: государство будет выбирать приоритетные отрасли и давать им преференции».
«Многие экономисты склоняются к тому, что после распада Советского Союза наиболее приоритетной моделью для нашей страны было бы последовать примеру Китая, противопоставив государству рынок, а значит, бизнес, но при этом сохраняя функцию регулирования рынка за государством, — отмечает Новикова. — Вся геополитическая ситуация вынуждает Россию следовать китайской модели развития, где большое внимание уделяется внутреннему рынку со значительными вложениями в инфраструктурные проекты, с привлечением дополнительных человеческих ресурсов, а также воссозданием технологического потенциала страны».