“Убийца Мэри”: британская суфражистка боролась за права женщин, 9 раз голодала в тюрьме, изрубила картину Веласкеса и стала фашисткой
107 лет назад суфражистка Мэри Ричардсон изрубила картину Диего Веласкеса «Венера с зеркалом». Esquire рассказывает, за что она невзлюбила испанского художника, как она спаслась от тюремного заключения и что привело ее в фашистскую партию.
10 марта 1914 года около одиннадцати часов утра в Лондонскую национальную галерею вошла невысокая худая женщина в обтягивающем сером пальто. Она поднялась на второй этаж и, не останавливаясь ни в одном из залов, уверенно проследовала к живописи XII века. В зале было немноголюдно. Одну из картин охраняли два констебля и галерист. Увидев их, женщина развернулась и стала бродить по залу, подолгу останавливаясь у каждого полотна.
Около полудня один из констеблей пошел обедать, а другой сел, скрестил ноги и открыл газету. Тогда женщина спокойно подошла к картине, разбила стекло, защищающее холст, и “яростно набросилась на картину”, нанося удары мясной тяпкой, которую до этого вытащила из-под пальто. Начался переполох в духе абсурдных английских комеди-шоу: дежурный ринулся было вперед, но поскользнулся на полированном полу и упал лицом в разбитое стекло, два туриста кинули в Ричардсон путеводителями, женщина отбивалась мясной тяпкой, но ее скрутил оказавшийся рядом детектив. Служитель правопорядка сопроводил Ричардсон в подвал, она уже успокоилась и сказала столпившимся в зале зевакам: «Да, я суфражистка. Можно нарисовать другую картину, но нельзя нарисовать новую жизнь — ту, которую сейчас отнимают у миссис Панкхерст».
Так Мэри Ричардсон выступила против ареста своей соратницы Эммелин Панкхерст — суфражистки и основательницы Женского социально-политического союза (WSPU), действия которого в 1914 году были весьма радикальными. Панкхерст основала WSPU в 1903 году для борьбы за предоставление женщинам избирательного права. Участницы движения проводили акции гражданского неповиновения: организовывали комитеты, приковывали себя к воротам, устраивали демонстрации, стояли на улице с плакатами и раздавали листовки, рассылали письма членам парламента.
Термин «суфражистка» (от англ. suffrage — «право голоса», «избирательное право») появился чуть позже — в 1906 году его впервые использовал корреспондент Daily Mail, позже участницы движения начали активно его использовать. Сейчас о суфражистках знают если не все, то многие. В 2015 году вышел фильм об их истории режиссера Сары Гаврон с Кэри Маллиган и Хеленой Бонэм Картер в главных ролях.
Сначала визитной карточкой Ричардсон были диверсии: поджоги, разбитые окна в Министерстве внутренних дел, локальные взрывы. Но нападение на “Венеру” стало самой обсуждаемой акцией суфражисток того времени, а Ричардсон газетчики прозвали “Убийца Мэри”.
«Я хотела уничтожить портрет самой прекрасной женщины в мифологии в знак протеста против правительства, которое уничтожает миссис Панкхерст — самого прекрасного деятеля в современной истории», — писала Ричардсон в заявлении WSPU.
Намного позже, в 1961 году, в интервью Би-би-си Ричардсон расскажет, что выбрала для атаки «Венеру с зеркалом», поскольку считала, что она дает повод для объективации женщин, и видела, как «мужчины пожирают это полотно глазами».
***
Веласкес написал «Венеру с зеркалом» между 1647 и 1651 годами. В это время в Испании святая инквизиция диктовала художникам, как именно они должны изображать религиозные сюжеты. Например, ангелов нельзя было рисовать без крыльев, а ноги у Девы Марии обязательно должны быть прикрыты. Изображение обнаженной натуры в то время было незаконно. Веласкесу каким-то образом удалось обойти это правило: картину он написал в Италии и в Испанию провез тайком. Возможно, «Венеру с зеркалом» Веласкесу заказал кто-то, на кого запреты инквизиции не распространялись.