«Нужны люди, готовые биться головой о кирпичную стену». Режиссер Илья Найшуллер о фильме «Никто», новой этике и песне «Бухгалтер»
В российский прокат вышел боевик «Никто», главную роль в котором исполнил Боб Одинкерк, звезда сериалов «Лучше звоните Солу» и «Фарго». Компания по кадру у него тоже весьма достойная: в фильме снялись Кристофер Ллойд, рэпер RZA и главное лицо российского артхауса Алексей Серебряков. Режиссер картины — российский постановщик Илья Найшуллер, автор фильма-бродилки «Хардкор», снятого от первого лица. Те, кто кино не смотрит, знают его по клипам группы «Ленинград». «Никто» — история об отставном агенте ЦРУ, который как мог пытался стать примерным семьянином, но в итоге все равно вступил в войну с русской мафией. Журналист Дмитрий Барченков покатал Найшуллера по редакции «Сноба» на грузовой тележке и поговорил о вызовах времени, будущем кино и, конечно, о «новой этике», куда без нее.
Ɔ. Так как я смеялся чуть ли не весь фильм, давай для начала поговорим о жанре картины. Чистых жанров не бывает, это понятно. Но в одном из интервью ты утверждал, что «Никто» — это мрачный экшн-триллер.
Люблю, когда жесть в кадре соседствует с легкими моментами, на которых зритель может выдохнуть. Полно замечательных фильмов, показывающих бесконечную безысходность тьмы. Но когда нет хотя бы лучика света, то и тьма теряет свою силу. Мы с Бобом (Одинкерком, исполнителем главной роли, автором идеи и продюсером фильма. — Прим. ред.) решили, что не будем снимать совсем уж комедию, а, учитывая бэкграунд Боба, в нее нетрудно было скатиться. Но, если антигерой будет иногда улыбаться, эта улыбка точно останется в памяти.
Ɔ. Все сравнивают «Никто» с «Джоном Уиком» — трилогией-боевиком с Киану Ривзом в главной роли. Хотя бы потому, что сценарист обоих проектов — Дерек Колстад. Но в первой же сцене в автобусе, где Боб демонстрирует свои навыки, он не кажется машиной для убийств, как Джон Уик. Все-таки герой Боба не пуленепробиваемый?
Помнишь фильм «Крепкий орешек»? А какой там классный герой Джон Макклейн (персонаж актера Брюса Уиллиса. — Прим. ред.)? Ему больно, тяжко, он ноет, но делает свое дело. Мне намного ближе такие персонажи: они спотыкаются, падают, но встают и побеждают не только врагов, но и себя. Боб переживал, что мы его делаем слишком неуязвимым. И мы нашли решение. В начале фильма все предельно реалистично, мы видим героя ранимым и человечным. К концу он постепенно становится терминатором.
Ɔ. То есть никакой пародии и условного «метакино»?
Для меня «пародия» — это фильмы «Аэроплан» и «Очень страшное кино». Ты берешь базовые приемы жанра и выворачиваешь их, стебешься над ними. Единственное, что в фильме есть из метаюмора, метаподмигивания зрителям, — это наш сюжет, который намного глубже привычной и простой формулы «у меня кто-то когда-то что-то взял, и теперь мне надо вернуться и всех уничтожить».
Я чувствую «мета» именно в этом. Вопрос в том, как это считывает зритель. Я понимаю, что фильм можно смотреть двумя способами: с попкорном в руках наблюдать за тем, как чувак залихватски режет всех вокруг, или чуть внимательнее — а там уже и пресловутое «мета» проявится, в не сразу ощущаемом нижнем слое.