Как Третьяковская галерея развивает онлайн-проекты

ForbesРепортаж

«Музей — больше не для избранных»: Зельфира Трегулова об онлайне и жизни после пандемии

Яна Жиляева

Александр Карнюхин для Forbes

Пандемия ударила по музеям, сократив посещаемость, — зато они активно развивают онлайн-проекты, с помощью которых занимаются просвещением, растят аудиторию и зарабатывают. А кроме того, открывают эндаумент-фонды, доходы от которых позволяют развиваться и пополнять коллекции. О том, как это делает Третьяковская галерея, рассказала ее директор Зельфира Трегулова.

Третьяковская галерея стала первым государственным музеем в Москве, где открыт фонд целевого капитала, эндаумент. В июне 2019 года в эндаумент Третьяковки поступил первый взнос — 100 млн рублей от Фонда Владимира Потанина (для сравнения: в эндаументе «Гаража» 85,9 млн рублей, в эндаументе Еврейского музея и центра толерантности 747 млн рублей). Из взноса сформированы два целевых капитала, доходы от них идут на пополнение коллекции музея и на поддержку малых музеев Третьяковской галереи. Новый онлайн-проект музея «Моя Третьяковка» задуман как игровой способ популяризации русского искусства в сети и инструмент краудфандинга для пополнения эндаумента музея.

О том, какими финансовыми и технологическими инструментами должен владеть музейный менеджмент в XXI веке и почему онлайн в музеях теперь навсегда, мы узнали у директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой.

— Зельфира Исмаиловна, почему, на ваш взгляд, современное искусство вызывает такой пристальный интерес в обществе?

— Сегодня все вокруг вызывает пристальный интерес. Думаю, одна из причин в том, что люди долгое время находились на карантине, в стенах своего дома. Всю информацию получали из интернета, активно участвовали в обсуждении тех вопросов, которые раньше оказывались вне их поля зрения. С другой стороны, конечно же, музеи за последние годы действительно оказались в фокусе общественного внимания благодаря своим ярким сильным проектам, создававшимся для самых широких слоев общества. И это привело к огромному расширению аудитории, вовлечению в нашу орбиту людей, которые до этого редко ходили в музеи.

Франсиско Инфанте-Арана. «Динамическая спираль. Возрастающая энергия красного пространства». 1964
Франсиско Инфанте-Арана. «Динамическая спираль. Возрастающая энергия красного пространства». 1964 / Предоставлено пресс-службой Третьяковской Галереи

Наверное, это оборотная сторона того, что музеи становятся очень популярными, посещаемыми, даже модными. Ведь еще несколько лет назад музеи воспринимались исключительно как место, где в стенах исторических или современных зданий заключены художественные произведения. Некие храмы. Где должно быть тихо, немножко скучно, немножко старомодно, немножко пыльно, и там не должна бурлить жизнь. Сейчас в музее бурлит жизнь. Музей становится важнейшим общественным пространством. Музей организует обширные образовательные программы, дискуссии, лекции, кинопоказы, становится местом для семейных выходов. Это пространство, где можно посидеть в кафе, перекусить, переговорить, встретиться с друзьями, пойти посмотреть новые выставки и экспозиции. Когда жизнь бурлит, возникает большое количество позиций и мнений. Не все они однозначны или однозначно положительны. Наверное, нам всем надо учиться жить в таком мире.

— Сохранят ли музеи свою новую роль в обществе или пандемия заставит их снова стать храмами-крепостями?

— Я не пророк, не могу заглянуть в будущее. Но я уверена: музеи точно не вернутся к состоянию замкнутого, старомодного места для избранных. Это пространство должно быть максимально открытым всем людям. Об этом, кстати, в свое время говорил и Павел Михайлович Третьяков, который, еще будучи 26 лет от роду, поставил перед собой задачу создания общедоступного музея «от которого была бы польза для многих и удовольствие для всех». Вот это «для всех» мне кажется невероятно важным, и мы действительно открыты для всех. Стараемся создавать проекты, которые одинаково интересны людям искушенным, людям, специально интересующимся искусством, и людям, которые только начинают приходить в музеи. Об этом говорит очень серьезный рост молодежной составляющей нашей аудитории.

Возможность вступить в прямой непосредственный диалог с художественным произведением абсолютно необходима сейчас нашим зрителям

Один из залов Новой Третьяковской Галереи
Один из залов Новой Третьяковской Галереи / Предоставлено пресс-службой Третьяковской Галереи

Мы видим: сегодня музеи невероятно востребованы. Возможность вступить в прямой непосредственный диалог с художественным произведением абсолютно необходима сейчас нашим зрителям. Это видно по лицам, это видно по тому, как люди смотрят. В первые дни после открытия в январе я часто выходила в экспозиционные залы и прислушивалась к тому, о чем говорят люди между собой. Какие интересные, точечные знания и наблюдения они высказывают друг другу.

За время карантина мне много раз задавали вопрос: «Не боитесь ли вы, что ваша аудитория к вам не вернется? Что ваши онлайн-программы будут соперничать с вашими выставками?» Ничуть. Наши онлайн-программы поддерживали интерес публики, готовили ее к нашим новым проектам. Поэтому мы старались выдерживать сроки открытия выставок, пусть даже в онлайн-формате. В начале 2021 года мы старались смонтировать все экспозиции и выставки так, чтобы в тот момент, когда нам скажут: «Вы можете открываться», — открыться всеми своими площадками. И то, что мы наблюдаем и в постоянной экспозиции на Крымском Валу, и в постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке, на выставках Фалька, Александра Бенуа и других проектах, — это распроданные билеты, огромное количество зрителей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Курсы по кибербезопасности и повышению самооценки: как корпорации поддерживают девочек Курсы по кибербезопасности и повышению самооценки: как корпорации поддерживают девочек

Крупные компании, которые стремятся переломить гендерные стереотипы

Forbes
Как объяснить ребенку, что такое инвестиции и зачем они нужны Как объяснить ребенку, что такое инвестиции и зачем они нужны

Как самостоятельно начать погружать ребенка в мир инвестиций

СНОБ
Тише, знамя российского спорта. Зачем нашим спортсменам велят молчать о политике Тише, знамя российского спорта. Зачем нашим спортсменам велят молчать о политике

Олимпийский комитет России вручил спортсменам свои напутствия

СНОБ
Гусеницы-каннибалы стали меньше есть друг друга, когда их поселили вместе Гусеницы-каннибалы стали меньше есть друг друга, когда их поселили вместе

При недостатке питания гусеницы-огнёвки нападают друг на друга

National Geographic
Что нужно знать о витамине E — самом противоречивом из всех Что нужно знать о витамине E — самом противоречивом из всех

Разбираемся, зачем нужен витамин E и кому стоит его принимать

РБК
Наносчётчик для «наноовец» Наносчётчик для «наноовец»

Представьте, что вы пастух, которому нужно пересчитать овец в стаде

Наука и жизнь
Второй круг Михалкова. «Сибирский цирюльник» как точка отсчета для новой России Второй круг Михалкова. «Сибирский цирюльник» как точка отсчета для новой России

О символизме «Сибирского цирюльника»

СНОБ
Животных накормят бактериями, а бактерии — газом Животных накормят бактериями, а бактерии — газом

Как ускорить развитие микробиологической промышленности в России

Эксперт
Актер Джейсон Кларк: я тот парень, который был на Эвересте, играл Кеннеди и правил Россией! Актер Джейсон Кларк: я тот парень, который был на Эвересте, играл Кеннеди и правил Россией!

Австралийский актер Джейсон Кларк — о роли в фильме "Асоциальная сеть"

Esquire
Жить или выживать: география малых городов России Жить или выживать: география малых городов России

Какими разными бывают малые города и что у них общего

N+1
«Я никому не нужен»: отчего возникает такая мысль и советы психолога, как от нее избавиться «Я никому не нужен»: отчего возникает такая мысль и советы психолога, как от нее избавиться

Как преодолеть ощущение собственной ненужности и негативное мышление

Playboy
В Тихом океане насчитали 500 миллиардов кораллов В Тихом океане насчитали 500 миллиардов кораллов

Ситуация с популяциями кораллов оказалась оптимистичнее, чем считалось

National Geographic
Светящиеся утконосы и еще 8 внезапных фактов, чтобы блеснуть в разговоре Светящиеся утконосы и еще 8 внезапных фактов, чтобы блеснуть в разговоре

Сборник фактов на все случаи и разговоры в жизни!

Maxim
Светлая сторона силы Светлая сторона силы

Елена Горенштейн оформила квартиру в светлой гамме

AD
Коробка без рака Коробка без рака

Стартап молодого ученого из Москвы получил гранты на диагностику онкологии

Forbes
«Мы вложили в проект €5,5 млн»: как бизнесмен Андрей Щербинин открыл миру «русского Моне» «Мы вложили в проект €5,5 млн»: как бизнесмен Андрей Щербинин открыл миру «русского Моне»

Андрей Щербинин — о выставке забытого художника Константина Кузнецова

Forbes
Звездные падчерицы: Алферова, Ардова и другие артистки, которых воспитали отчимы Звездные падчерицы: Алферова, Ардова и другие артистки, которых воспитали отчимы

Актрисы рассказали о том, как их воспитывали отчимы

Cosmopolitan
Кинжалы, вешалки, пауки, помады — что еще коллекционируют звездные красавицы? Кинжалы, вешалки, пауки, помады — что еще коллекционируют звездные красавицы?

Подборка из самых неожиданных знаменитых звездных коллекций

Cosmopolitan
3 научно обоснованных способа перестать нервничать и стать продуктивнее 3 научно обоснованных способа перестать нервничать и стать продуктивнее

Если ваша продуктивность снизилась, не спешите ругать себя за лень

Inc.
Шлиссельбургская каторжная тюрьма Шлиссельбургская каторжная тюрьма

История Шлиссельбургской крепости — краткий конспект истории России

Дилетант
«В переписке нас легко игнорировать»: как писать клиенту, чтобы он захотел купить «В переписке нас легко игнорировать»: как писать клиенту, чтобы он захотел купить

В какие моменты и как именно лучше писать сообщения потенциальным клиентам

Forbes
Теплоход «Аншлага» захватили зомби. Подборка 20 лучших хоррор-комедий Теплоход «Аншлага» захватили зомби. Подборка 20 лучших хоррор-комедий

Лучшее из доступных онлайн хоррор-комедий

Esquire
«Мой муж — Синяя борода»: история одного газлайтинга «Мой муж — Синяя борода»: история одного газлайтинга

Как распознать газлайтинг и прекратить обесценивание

Psychologies
Пей вино, ешь шоколад: как прожить до 100 лет Пей вино, ешь шоколад: как прожить до 100 лет

Ожидается, что к концу XXI века люди будут запросто доживать до ста лет

Cosmopolitan
Семейные тайны и фиктивные браки: главные стереотипы турецких сериалов Семейные тайны и фиктивные браки: главные стереотипы турецких сериалов

Шаблоны турецких сериалов, искажающие представление о турецкой культуре

Cosmopolitan
Young Emperors x ELLE Russia Young Emperors x ELLE Russia

Розовый пиджак для нее, блуза с прозрачными рукавами — для него

Elle
«Все будет хорошо»: что не так с этим выражением «Все будет хорошо»: что не так с этим выражением

«Все будет хорошо», — фраза, обесценивающая чужие переживания

Psychologies
Лампочка, зажгись! Лампочка, зажгись!

Свежие идеи и нестандартные решения – залог успеха. Но где их взять?

Лиза
Что такое канцерогены, и почему жареная пища может провоцировать развитие рака Что такое канцерогены, и почему жареная пища может провоцировать развитие рака

Что именно делает жаренную пищу вредной?

Популярная механика
Самая нетронутая комета из когда-либо виденных Самая нетронутая комета из когда-либо виденных

Межзвездная комета Борисова никогда не приближалась к родительской звезде

National Geographic
Открыть в приложении