Как Третьяковская галерея развивает онлайн-проекты

ForbesРепортаж

«Музей — больше не для избранных»: Зельфира Трегулова об онлайне и жизни после пандемии

Яна Жиляева

Александр Карнюхин для Forbes

Пандемия ударила по музеям, сократив посещаемость, — зато они активно развивают онлайн-проекты, с помощью которых занимаются просвещением, растят аудиторию и зарабатывают. А кроме того, открывают эндаумент-фонды, доходы от которых позволяют развиваться и пополнять коллекции. О том, как это делает Третьяковская галерея, рассказала ее директор Зельфира Трегулова.

Третьяковская галерея стала первым государственным музеем в Москве, где открыт фонд целевого капитала, эндаумент. В июне 2019 года в эндаумент Третьяковки поступил первый взнос — 100 млн рублей от Фонда Владимира Потанина (для сравнения: в эндаументе «Гаража» 85,9 млн рублей, в эндаументе Еврейского музея и центра толерантности 747 млн рублей). Из взноса сформированы два целевых капитала, доходы от них идут на пополнение коллекции музея и на поддержку малых музеев Третьяковской галереи. Новый онлайн-проект музея «Моя Третьяковка» задуман как игровой способ популяризации русского искусства в сети и инструмент краудфандинга для пополнения эндаумента музея.

О том, какими финансовыми и технологическими инструментами должен владеть музейный менеджмент в XXI веке и почему онлайн в музеях теперь навсегда, мы узнали у директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой.

— Зельфира Исмаиловна, почему, на ваш взгляд, современное искусство вызывает такой пристальный интерес в обществе?

— Сегодня все вокруг вызывает пристальный интерес. Думаю, одна из причин в том, что люди долгое время находились на карантине, в стенах своего дома. Всю информацию получали из интернета, активно участвовали в обсуждении тех вопросов, которые раньше оказывались вне их поля зрения. С другой стороны, конечно же, музеи за последние годы действительно оказались в фокусе общественного внимания благодаря своим ярким сильным проектам, создававшимся для самых широких слоев общества. И это привело к огромному расширению аудитории, вовлечению в нашу орбиту людей, которые до этого редко ходили в музеи.

Франсиско Инфанте-Арана. «Динамическая спираль. Возрастающая энергия красного пространства». 1964
Франсиско Инфанте-Арана. «Динамическая спираль. Возрастающая энергия красного пространства». 1964 / Предоставлено пресс-службой Третьяковской Галереи

Наверное, это оборотная сторона того, что музеи становятся очень популярными, посещаемыми, даже модными. Ведь еще несколько лет назад музеи воспринимались исключительно как место, где в стенах исторических или современных зданий заключены художественные произведения. Некие храмы. Где должно быть тихо, немножко скучно, немножко старомодно, немножко пыльно, и там не должна бурлить жизнь. Сейчас в музее бурлит жизнь. Музей становится важнейшим общественным пространством. Музей организует обширные образовательные программы, дискуссии, лекции, кинопоказы, становится местом для семейных выходов. Это пространство, где можно посидеть в кафе, перекусить, переговорить, встретиться с друзьями, пойти посмотреть новые выставки и экспозиции. Когда жизнь бурлит, возникает большое количество позиций и мнений. Не все они однозначны или однозначно положительны. Наверное, нам всем надо учиться жить в таком мире.

— Сохранят ли музеи свою новую роль в обществе или пандемия заставит их снова стать храмами-крепостями?

— Я не пророк, не могу заглянуть в будущее. Но я уверена: музеи точно не вернутся к состоянию замкнутого, старомодного места для избранных. Это пространство должно быть максимально открытым всем людям. Об этом, кстати, в свое время говорил и Павел Михайлович Третьяков, который, еще будучи 26 лет от роду, поставил перед собой задачу создания общедоступного музея «от которого была бы польза для многих и удовольствие для всех». Вот это «для всех» мне кажется невероятно важным, и мы действительно открыты для всех. Стараемся создавать проекты, которые одинаково интересны людям искушенным, людям, специально интересующимся искусством, и людям, которые только начинают приходить в музеи. Об этом говорит очень серьезный рост молодежной составляющей нашей аудитории.

Возможность вступить в прямой непосредственный диалог с художественным произведением абсолютно необходима сейчас нашим зрителям

Один из залов Новой Третьяковской Галереи
Один из залов Новой Третьяковской Галереи / Предоставлено пресс-службой Третьяковской Галереи

Мы видим: сегодня музеи невероятно востребованы. Возможность вступить в прямой непосредственный диалог с художественным произведением абсолютно необходима сейчас нашим зрителям. Это видно по лицам, это видно по тому, как люди смотрят. В первые дни после открытия в январе я часто выходила в экспозиционные залы и прислушивалась к тому, о чем говорят люди между собой. Какие интересные, точечные знания и наблюдения они высказывают друг другу.

За время карантина мне много раз задавали вопрос: «Не боитесь ли вы, что ваша аудитория к вам не вернется? Что ваши онлайн-программы будут соперничать с вашими выставками?» Ничуть. Наши онлайн-программы поддерживали интерес публики, готовили ее к нашим новым проектам. Поэтому мы старались выдерживать сроки открытия выставок, пусть даже в онлайн-формате. В начале 2021 года мы старались смонтировать все экспозиции и выставки так, чтобы в тот момент, когда нам скажут: «Вы можете открываться», — открыться всеми своими площадками. И то, что мы наблюдаем и в постоянной экспозиции на Крымском Валу, и в постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке, на выставках Фалька, Александра Бенуа и других проектах, — это распроданные билеты, огромное количество зрителей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Тренд золотых девочек»: как женщины ищут компаньонок для совместной жизни на пенсии «Тренд золотых девочек»: как женщины ищут компаньонок для совместной жизни на пенсии

Женские коммуны вместо домов престарелых — как женщины борются с одиночеством

Forbes
Откровения московского таксиста: о клиентах, чаевых и поисках Останкинской башни Откровения московского таксиста: о клиентах, чаевых и поисках Останкинской башни

Водитель такси рассказал о секретах профессии и успехе

Maxim
«Зона комфорта — это плохо»: большое интервью со Словетским «Зона комфорта — это плохо»: большое интервью со Словетским

Валентин Словетский — классик русского рэпа. Поговорили с ним о новом альбоме

Правила жизни
Развал «Свалки»: что стало с бизнесом выходцев из Qiwi и BlaBlaCar и почему всё пошло не так Развал «Свалки»: что стало с бизнесом выходцев из Qiwi и BlaBlaCar и почему всё пошло не так

История «Свалки» — сервиса по вывозу вещей, который развалился

VC.RU
Крупным планом: что происходит с отечественным кинорынком Крупным планом: что происходит с отечественным кинорынком

Какое кино сейчас интересно зрителям в России?

Inc.
С плеча и по плечу С плеча и по плечу

Как перепродажа вещей стала называться модным словом «ресейл»

Vogue
Игра света и тени Игра света и тени

Пентхаус в современном стиле

SALON-Interior
Дегазация магмы позволила суперземле восстановить атмосферу Дегазация магмы позволила суперземле восстановить атмосферу

Ээкзопланета GJ 1132b ранее была субнептуном

N+1
Подробная инструкция, как дожить до 130 лет Подробная инструкция, как дожить до 130 лет

Что нужно делать, чтобы задуть 130 свечей на торте самостоятельно

Maxim
Ироничные рекламные видео учат родителей «заботливо» снижать самооценку дочерей Ироничные рекламные видео учат родителей «заботливо» снижать самооценку дочерей

Взглянуть на себя со стороны поможет новая серия рекламных роликов

Psychologies
Мэй Маск: «Я каждый день работаю над собой. И это очень не просто» Мэй Маск: «Я каждый день работаю над собой. И это очень не просто»

Мэй Маск прекрасно ориентируется в вопросах лишнего веса и правильного питания

Худеем правильно
Рассказы из книги Анны Аркатовой «Смежные комнаты» Рассказы из книги Анны Аркатовой «Смежные комнаты»

Отрывок из сборника рассказов Анны Аркатовой «Смежные комнаты»

СНОБ
«Трудности перевода»: чешские лыжи, страшные волки и мой неудавшийся роман «Трудности перевода»: чешские лыжи, страшные волки и мой неудавшийся роман

Одна из таких трагикомичных историй про разницу менталитетов

Psychologies
Не молчи: 17 отличных тем для разговора с девушкой, которые помогут узнать друг друга Не молчи: 17 отличных тем для разговора с девушкой, которые помогут узнать друг друга

О чем можно поговорить с девушкой, которая тебе нравится

Playboy
Что наша кожа говорит о здоровье Что наша кожа говорит о здоровье

Кожа – своего рода зеркало, которое отражает состояние организма

Домашний Очаг
12 апостолов: режиссер Александр Молочников — о трагическом значении тиктока, низком уровне театральной критики и театре, который ему нравится 12 апостолов: режиссер Александр Молочников — о трагическом значении тиктока, низком уровне театральной критики и театре, который ему нравится

Режиссер Александр Молочников о желании сделать балет жанром, интересным каждому

Esquire
«Кричат и выгоняют»: почему нельзя осуждать за публичное кормление грудью «Кричат и выгоняют»: почему нельзя осуждать за публичное кормление грудью

Публичное кормление грудью — постоянный предмет дискуссии

Cosmopolitan
«В переписке нас легко игнорировать»: как писать клиенту, чтобы он захотел купить «В переписке нас легко игнорировать»: как писать клиенту, чтобы он захотел купить

В какие моменты и как именно лучше писать сообщения потенциальным клиентам

Forbes
Одиночки против корпораций: фантастические книги о борьбе человека и системы Одиночки против корпораций: фантастические книги о борьбе человека и системы

Герои этих романов бросают вызов могущественным корпорациям и государствам

Популярная механика
Чужие страдания и тьма непознаваемого: фрагмент сборника эссе «Мужчины учат меня жить» американской писательницы и активистки Ребекки Солнит Чужие страдания и тьма непознаваемого: фрагмент сборника эссе «Мужчины учат меня жить» американской писательницы и активистки Ребекки Солнит

Фрагмент эссе Ребекки Солнит, посвященный Вирджинии Вульф

Esquire
«Месмеризм и конец эпохи Просвещения во Франции» «Месмеризм и конец эпохи Просвещения во Франции»

Как представляли себе устройство мира ученые конца XVIII века

N+1
Как посмотреть на Солнце в телескоп Как посмотреть на Солнце в телескоп

Как можно посмотреть на Солнце без всякого вреда для здоровья

Популярная механика
Максим Матвеев: «Лучше сейчас рискнуть, чем потом жалеть» Максим Матвеев: «Лучше сейчас рискнуть, чем потом жалеть»

Максим Матвеев — о безрассудстве, сыновьях и ворованном дорожном знаке

Cosmopolitan
Застенчивая невинная девушка: как принцесса Диана повлияла на знаменитых женщин Застенчивая невинная девушка: как принцесса Диана повлияла на знаменитых женщин

Мать Уильяма и Гарри вошла в историю как законодательница трендов

Cosmopolitan
Кодекс Вселенной Кодекс Вселенной

Какие земные или внеземные законы должны действовать за пределами нашей планеты?

Вокруг света
Бум цифрового искусства: как селебрити и художники стали зарабатывать миллионы на продаже своих гифок Бум цифрового искусства: как селебрити и художники стали зарабатывать миллионы на продаже своих гифок

Как благодаря художникам в четыре раза вырос рынок NFT

Forbes
«Война за орбиту»: как СССР и США готовились к космической третьей мировой войне «Война за орбиту»: как СССР и США готовились к космической третьей мировой войне

Решающим сражением в третьей мировой станет битва за орбиту

Maxim
«Ничего не говори»: что такое випассана и почему ее стоит практиковать «Ничего не говори»: что такое випассана и почему ее стоит практиковать

Как випассана, или практика молчания, помогла нашей героине?

Psychologies
История Чарльза Мэнсона, одного из самых известных преступников Америки История Чарльза Мэнсона, одного из самых известных преступников Америки

Кто такой Чарльз Мэнсон и что он сделал?

Esquire
Планетологи заподозрили существование течений в подледном океане Энцелада Планетологи заподозрили существование течений в подледном океане Энцелада

Внутри океана спутника Сатурна Энцелада могут действовать процессы циркуляции

N+1
Открыть в приложении