У каждого опроса свой резон. Почему россиян хотят убедить, что их герой Штирлиц
К данным ВЦИОМ и Центра политических технологий, громко объявившим, что россияне по-прежнему хотят видеть президентом Штирлица, стоит относиться так же, как к результатам всех последних политических голосований в России. Слишком много сомнений, что в условиях действительно свободного выбора у заявленного лидера были бы похожие шансы
Новость о том, что Штирлиц, согласно данным исследования ВЦИОМ и Центра политических технологий, кажется лучшим кандидатом в президенты среди киногероев, наверное, могла бы быть главным подтверждением тезиса, что в России ничего не меняется и, живи еще хоть четверть века, все будет так. Авторы проведенных опросов специально подчеркивают, что организовали нынешнее исследование в память о внешне похожей работе 20-летней давности (правда, поменяв методологию): тогда, в мае 1999 года по заказу журнала «Коммерсант-Власть» прошли два параллельных опроса — один организовывала служба РОМИР, другой — ВЦИОМ. Согласно данным РОМИР, Штирлиц занял 3-е место (с 14%).
В списках кандидатов из опросов 20-летней давности фигурировали также воплощенные в кино исторические персонажи (в частности, Петр I и Георгий Жуков), которые и заняли тогда лидерские позиции (в опросе РОМИР Жуков вышел на первое место с огромным отрывом, получив больше 34%, по версии ВЦИОМ лидером опроса стал Петр I c 19%, а Жуков получил 13%), но участвовали там и герои иностранных фильмов. Так что сравнивать напрямую нынешний опрос и исследование 1999 года не стоит. И все-таки высокий результат Штирлица 20 лет назад и его уверенное первое место в новом опросе (20%) можно было бы считать закреплением какой-то прочной тенденции. Россияне вновь готовы вручать свою судьбу тому, кто не думает о мгновеньях свысока.
Однако, если изучить данные нового опроса о киногероях-кандидатах в президенты более подробно, выводы могут быть другими — во всяком случае, от них не будет веять такой безнадежностью, будто бы 20 лет современной российской истории ничего не изменили и граждане России снова и снова готовы видеть Штирлица во главе государства. Тут, скорее, уместен вопрос: а не хотят ли нас убедить в том, что не вполне соответствует действительности?
Прежде всего, обратим внимание на то, как проводился нынешний опрос. Как рассказывают его организаторы, первоначально респондентам предложили ответить на вопрос, какие три качества (из предложенных в списке) они ценят в политиках более всего. По результатам с большим отрывом на первом месте оказалась «честность» (44%), на втором — «образование и компетентность» (31%) и «близость к народу» (26%). Довольно высоко россияне оценили «умение организовывать работу других людей» (25%) и такую абстрактную категорию, как «ум» (22%).