Сбербанк подозревает Дмитрия Мазурова в ведении двойной бухгалтерии

ForbesБизнес

Тюменское фиаско. Как распалась империя бизнес-партнера однокурсника Путина и знакомого Собянина

Три года назад Дмитрий Мазуров оценивал свой нефтяной бизнес в $1 миллиард. С тех пор он лишился своих ключевых активов, Сбербанк подозревает его в ведении двойной бухгалтерии, а влиятельные партнеры отдалились.

1-tass_18027664.jpg__1559505384__19363.jpg
Дмитрий Мазуров на Антипинском нефтеперерабатывающем заводе. Фото Сергея Медведева / ТАСС 

Основатель группы New Stream Дмитрий Мазуров 14 лет строил крупнейший в России независимый нефтеперерабатывающий завод. Предприятие обошлось ему и его влиятельным партнерам в более $3 млрд. Но весной 2019 года Антипинский НПЗ остановился и объявил себя банкротом. Forbes выяснял, почему амбициозный проект потерпел фиаско.

Мазутный поток

В конце марта 2008 года Дмитрия Мазурова разбудил звонок. На том конце провода был юрист, который с 8 утра находился в регистрационной палате швейцарского Цуга. Компании, которую он оформлял для Мазурова, требовалось название. Спросонья Мазуров вспомнил вчерашний выпуск новостей, в котором говорилось о газопроводе Nord Stream. Недолго думая, Мазуров предложил назвать новую компанию New Stream («Новый поток»).

С Nord Stream новоиспеченную New Stream Advancement AG объединяло не только название. В совет директоров обеих компаний входит швейцарский юрист Урс Хаусхеер. Это не единственный именитый юрист среди партнеров Мазурова. С 2008 года в совет директоров New Stream Advancement входит основатель адвокатского бюро «Егоров, Афанасьев, Пугинский и партнеры» Николай Егоров. Широкой публике он известен как однокурсник Владимира Путина.

Егорова позвал в бизнес Мазурова другой его влиятельный партнер Владимир Калашников, давний знакомый столичного мэра Сергея Собянина. Именно он возглавлял Тюменскую область, когда в 2004 году Мазуров затеял под Тюменью стройку Антипинского НПЗ.

Изначально флагманский актив New Stream задумывался как классический «самовар» — небольшой НПЗ, поставлявший мазут на экспорт. Это примитивный бизнес, который существовал за счет того, что экспортная пошлина на сырую нефть была выше, чем на мазут, рассказывает один из нефтяников: «Нужно было лишь положить разницу в карман». Маржа составляла $100 с тонны мазута.

Но в 2010 году власти провозгласили курс на глубокую переработку и увеличение пошлин на мазут. Антипинскому НПЗ это сулило колоссальные убытки. К тому времени он хоть и перерабатывал 2,5 млн тонн в год, но оставался «самоваром». Мазуров немедленно озадачился модернизацией завода.

Долговая пирамида

7 октября 2016 года на Антипинском НПЗ с размахом отмечали 10-летие с запуска завода. На торжество прибыла вся тюменская политическая элита во главе с губернатором и бывшим замом Собянина Владимиром Якушевым. Из крупных бизнесменов приехать смог только глава Сибура Дмитрий Конов. Остальные нефтяники улетели в Москву на совещание к вице-премьеру Аркадию Дворковичу.

Мазуров и Калашников вместе с Якушевым перерезали красную ленту, символизировавшую пуск установки глубокой переработки мазута. Благодаря ей НПЗ увеличил глубину переработки до 98% и избавился от мазута. К этому времени New Stream обзавелся собственными нефтяными месторождениями в Оренбургской области и выкупил у ВТБ Марийский НПЗ. Более того, Антипинский НПЗ собирался побороться за выставленную на продажу «Башнефть». Мазуров также обещал, что в 2017 году New Stream запустит сеть АЗС по всему Уралу и будет стоить $1 млрд. Антипинскому НПЗ он пророчил $0,5 млрд EBITDA в год.

То были лишь планы. На деле завод утопал в долгах. Сбербанк выдал НПЗ около $2,5 млрд кредитов на развитие, «оборотку» и покупку месторождений. А запущенный в 2015 году «налоговый маневр» в нефтяной отрасли, падение цен на нефть и обвал рубля принесли НПЗ $500 млн убытков. «Все начало рушиться», — вспоминает бывший сотрудник завода. Мазурову пришлось договариваться с трейдерами о 60-дневной, а в некоторых случаях и 90-дневной предоплате. Таким образом, Мазуров собирал с трейдеров по $300-400 млн каждые два месяца и пускал их на выплату процентов по кредитам (около $16 млн в месяц) и закупку нефти. По сути выстраивалась пирамида, считает один из трейдеров: «Новыми предоплатами оплачивались старые поставки». Контрагентов использовали как кредиторов, вздыхает один из них: «Все пускали в топку». Дмитрий Мазуров и его New Stream отказались от комментариев для этой статьи.

Из-за огромных долгов завод имел отрицательную стоимость, а выплаты дивидендов отодвигались на неопределенный срок. Это не устраивало совладельцев НПЗ – Егорова и Калашникова. Их «терпение начало трескаться» еще в 2015, когда убытки завода составили 60 млрд рублей, рассказывает их знакомый. После пуска установки глубокой переработки они рассчитывали, что «деньги потекут рекой». Но профицитными оказались лишь последние месяцы 2016 года. Конфликт действительно назревал, следует из слов Егорова, которые он передал через представителя: «Я был не согласен с политикой менеджмента и мажоритарного акционера». Егоров также пожаловался, что находился в «информационном вакууме», а запросы его компании игнорировались. Калашников отказался общаться с Forbes в ответ на просьбу, переданную через его знакомого. В начале 2017 года партнеры Мазурова стали активно искать покупателя на свои пакеты акций (20% у Егорова и опцион на 40% у Калашникова), рассказывают два источника, близких к New Stream. Мазурову же требовался инвестиционный партнер, чьи «живые» деньги позволили бы завершить модернизацию завода. В начале 2017 года показалось, что решение найдено.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Одолжить в аренду Одолжить в аренду

История «закона о ленд-лизе»

Дилетант
Сила цвета Сила цвета

Дизайнер Рошин Лафферти оформила дом в Ирландии

AD
ASUS ZenBook S13: зачем ноутбуку военные стандарты ASUS ZenBook S13: зачем ноутбуку военные стандарты

Современные ноутбуки весьма разнообразны, но в массе своей похожи

Популярная механика
Показ Jacquemus прошел в лавандовых полях Прованса Показ Jacquemus прошел в лавандовых полях Прованса

Было жарко – в прямом и переносном смысле

GQ
Продажи начались! Продажи начались!

Российский рынок стал первым для кросс-купе Renault

АвтоМир
«Бабушка не ест в моих ресторанах». Обладатель трех мишленовских звезд Жоан Рока о секретах идеальной еды «Бабушка не ест в моих ресторанах». Обладатель трех мишленовских звезд Жоан Рока о секретах идеальной еды

Жоан Рока — о важности традиций в современной авангардной авторской кухне

Forbes
Этим летом наряжайтесь как Элтон Джон, в пух и прах Этим летом наряжайтесь как Элтон Джон, в пух и прах

«Рокетмен» — отличный повод примерить вещи в духе сценических костюмов поп-идола

Vogue
Гроб, кладбище, сотни миллиардов рублей. Как чиновники, силовики и бандиты делят похоронный рынок — и при чем тут Тесак. Расследование Ивана Голунова Гроб, кладбище, сотни миллиардов рублей. Как чиновники, силовики и бандиты делят похоронный рынок — и при чем тут Тесак. Расследование Ивана Голунова

Какие финансовые схемы стоят за похоронным бизнесом

Psychologies
Ах, оставьте Ах, оставьте

Что важно учесть, оставляя ребенка одного дома на несколько дней

Добрые советы
Городская разработка: цифровая БМП Hunter Городская разработка: цифровая БМП Hunter

11 июня на вооружение армии Сингапура была принята боевая машина пехоты

Популярная механика
Алкогений: Фрэнк Синатра Алкогений: Фрэнк Синатра

Фрэнк Синатра — классический счастливчик

Maxim
Возвращение чёрной смородины Возвращение чёрной смородины

История черной смородины в России

Наука и жизнь
Зачем музыканты становятся дизайнерами Зачем музыканты становятся дизайнерами

Чем работа над песней похожа на создание платья

Vogue
Можно ли верить отзывам о гаджетах в Сети? Можно ли верить отзывам о гаджетах в Сети?

Как отличить достоверный отзыв о гаджете от заказной "воды"

CHIP
«Зефир» с парашютом: самый безопасный вертолет в мире «Зефир» с парашютом: самый безопасный вертолет в мире

Curti Aerospace заканчивает сертификацию легкого двухместного вертолета Zefhir

Популярная механика
Ретро ФМ Ретро ФМ

Марина Филиппова оформила дом 1970‑х годов в Тосканской деревне

AD
Лучшие рестораны, кафе и бары в московских парках Лучшие рестораны, кафе и бары в московских парках

Вина и закуски в кафе и ресторанах Парка Горького

Forbes
Персональные, но большие: как новый закон изменит торговлю данными Персональные, но большие: как новый закон изменит торговлю данными

Помогут ли поправки в новом законе регулированию оборота больших данных

Forbes
MAXIM посмотрел фантастический триллер «Дитя робота» и делится увиденным MAXIM посмотрел фантастический триллер «Дитя робота» и делится увиденным

Это триллер, и в какой-то момент он станет жестоким и черствым

Maxim
Боржоми, коровы и перевалы. Тест-драйв Jeep Wrangler в Грузии Боржоми, коровы и перевалы. Тест-драйв Jeep Wrangler в Грузии

Как ведет себя на сменяющихся пейзажах Грузии новый Jeep Wrangler

РБК
10 лучших спектаклей Театральной олимпиады в Петербурге 10 лучших спектаклей Театральной олимпиады в Петербурге

В Санкт-Петербурге 15 июня стартует девятая по счету Театральная олимпиада

Forbes
Что-то снова пошло не так: почему «Суперджет» не стал заменой Ту-134 Что-то снова пошло не так: почему «Суперджет» не стал заменой Ту-134

Отечественный самолет с низкой стоимостью владения за счет нерыночных субсидий

Forbes
Нужен результат? Подружитесь с головой Нужен результат? Подружитесь с головой

Почему нам не всегда удается достичь поставленной цели?

Psychologies
А теперь тост! Рейтинг тостеров для дома 2019 А теперь тост! Рейтинг тостеров для дома 2019

Несколько хороших моделей тостеров

CHIP
Как правильно выбрать телескоп и смотреть звезды Как правильно выбрать телескоп и смотреть звезды

Основные этапы выбора и особенности разных типов телескопов

CHIP
Вопросы на засыпку Вопросы на засыпку

Как отвечать на неудобные вопросы ребенка?

Лиза
«Куратор», «Бык» и «Сторож» Юрия Быкова: криминальная Россия на «Кинотавре» «Куратор», «Бык» и «Сторож» Юрия Быкова: криминальная Россия на «Кинотавре»

Три криминальных фильма на «Кинотавре»

Esquire
Что это за диджей? Что это за диджей?

Идрис Эльба наконец-то узнал, как делать мечты реальностью

Glamour
Софья Тартакова: Софья Тартакова:

Софья Тартакова рассказала о сложностях своей работы и о знакомстве с мужем

Cosmopolitan
Труман Капоте о Мэрилин Монро: «Прекрасное дитя (разговорный портрет)» Труман Капоте о Мэрилин Монро: «Прекрасное дитя (разговорный портрет)»

Труман Капоте и Мэрилин Монро

Esquire
Открыть в приложении