Блуждание во мраке: 17 фактов о самоубийствах
Практически каждый хотя бы раз в жизни думал о самоубийстве. Тема суицида до сих пор табуирована, ее не принято обсуждать в семьях. Но лишь открытость, понимание и принятие помогут остановить близких от рокового шага, считает семейный терапевт и специалист по травмам Тамара Хилл.
В среднем каждые две недели кто-нибудь прыгает с моста «Золотые Ворота» в Сан-Франциско. Мост протяженностью более километра признан «лучшим» местом для совершения самоубийства: на нем уже свели счеты с жизнью больше трех тысяч человек. Такова пугающая реальность. Что в жизни этих людей было настолько тяжкого и невыносимого?
Суицид всегда непросто принять. Эта тема сложна для изучения с точки зрения психотерапии, не говоря уже о понимании со стороны родственников и друзей. За годы работы я поняла, насколько нужны понимание и забота тем, кто борется с суицидальными мыслями. Важно не обесценивать то, что они переживают, не заставлять их чувствовать себя ненормальными. Исследования утверждают, что недостаток поддержки и доступность способов лишить себя жизни — факторы риска, а они делают нас более восприимчивыми к возникающим трудностям.
Вот что я поняла о тех, кто думает, собирается или уже совершал попытку убить себя.
1Большинство хочет об этом поговорить
На первичном приеме я часто спрашиваю у клиентов о мыслях или попытках суицида. Я задаю этот вопрос совершенно бесстрастно, чтобы рассеять мифы, ослабить защитные механизмы и добиться открытости. Если клиент говорит, что подумывал о самоубийстве, я интересуюсь, делился ли он с кем-нибудь этими мыслями. Как правило, люди держат их в тайне, потому что опасаются отрицательной реакции, осуждения или обесценивания своих чувств. Со временем я поняла, что многие мои клиенты-подростки и некоторые взрослые хотят поговорить о самоубийстве, но боятся, что другие увидят в них депрессивного или пессимистичного человека.
2Думать о суициде не значит его совершить
В состоянии внутреннего конфликта находятся и уже пытавшиеся себя убить, и те, кто долго размышляет об этом. Часто о смерти думают после нескольких лет страданий, попыток излечиться и множества травматичных или трагических событий. Для некоторых людей суицид — своего рода «пластырь». К сожалению, они не осознают, что он не решит проблем, а причинит еще более сильную боль. Временный «пластырь» ничего не исправит. Я верю, что люди, которые борются с суицидальными мыслями, в глубине души знают это. Но они ищут хоть что-нибудь, что остановит их боль.
3Причинение себе вреда не всегда означает желание умереть
Работая в больнице, я встречалась с подростками, у которых по всему телу были множественные следы от нанесенных себе повреждений. Я осознала, что многие из этих детей не обязательно хотели умереть. Они хотели «остановить» боль, но не знали как. Я работала с десятилетним поджигателем, которого нельзя было оставить одного с бабушкой — он убегал и находил дома что-нибудь возгораемое. В конце концов он сжег дом, начал резать и прижигать себя. Проработав с ним 90 дней, я обнаружила, что он вовсе не хотел умереть. Ребенок пытался остановить навязчивые мысли, от которых страдал много лет после того, как стал жертвой сексуального насилия.