Почему домашнее насилие — национальная традиция, с которой в стране не готовы расставаться
С декриминализации статьи о побоях в семье прошло почти пять лет. Сегодня масштаб проблемы признают даже те, кто уверен, что равноправие полов в России достигнуто. Однако бороться с насилием никто не спешит.
Побои в семье всегда были запретной темой. Молчи и терпи что угодно, главное — не выноси сор из избы. И не вмешивайся в дела чужой избы, что бы там ни происходило. Дело семейное, сами разберутся, даже если с поножовщиной. Женщин колотили на Руси, колотили в Царской России, колотили в СССР, колотят и в традиционалистской Российской Федерации. Это традиция, а Россия свои традиции чтит и уважает.
При этом 2021 год на первый взгляд можно назвать оттепелью в долгой борьбе с проблемой. Несколько лет правозащитники и фемактивистки бились за принятие законопроекта о защите от домашнего насилия, освещая тему в соцсетях и СМИ, и постепенно табу как будто бы стало исчезать. Все больше пострадавших говорят о своем опыте — и да, вместе с классическими фразами типа «сама виновата», получают слова поддержки. Убийства женщин партнерами вызывают общественный резонанс, благодаря которому замять дело становится сложнее, а полицейских с их «когда убьют, тогда и приходите» привлекают к ответственности.
Конечно, все это происходит с оговорками. Ведь процесс запускается за счет общественного внимания к отдельным делам, стараниями все тех же правозащитников и активистов. К примеру, в августе 2021 года Центр защиты пострадавших от домашнего насилия при Консорциуме женских НПО опубликовал собственное масштабное исследование на основе уголовных дел с 2011 по 2019 год, согласно которому более 65% всех убитых женщин ежегодно погибают от домашнего насилия. Ранее такой статистики в стране просто не было, а данные МВД эксперты считали заниженными. Еще одно исследование, обличающее проблему, опубликовали «Новая газета» и «Медиазона»* в конце 2019 года. По его данным, 79% россиянок, осужденных за умышленное убийство в 2016–2018 годах, в действительности защищались от домашнего насилия.
И если истории пострадавших долгое время получалось игнорировать в том числе за счет обесценивания и виктимблейминга со стороны полиции, то статистика и пристальное общественное внимание к проблеме буквально вынуждают государство на нее реагировать. Кажется, лед тронулся. В марте 2021 года сестер Хачатурян признали потерпевшими по делу о насилии со стороны отца. В октябре спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на первом же заседании Госдумы нового созыва заявила, что закон о профилактике семейного-бытового насилия практически готов и будет вынесен на рассмотрение в Госдуму в осеннюю сессию. В декабре ЕСПЧ вынес пилотное решение по жалобам четырех