Сирийско-российская подводная археология
Мореплавание у берегов Сирии насчитывает около пяти тысячелетий. Несмотря на огромные перспективы для подводных археологических исследований, постоянных и систематических работ здесь до сих пор не проводилось. Сегодня после подписания соглашения о создании сирийско-российской археологической миссии и проведении совместных сирийско-российских подводно-археологических исследований в территориальных водах Сирийской Арабской Республики ситуация может измениться. Первые сезоны работ в акватории провинции Тартус и острова Арвад уже принесли интересные находки.
Сирийское побережье — исторически важный район международной морской торговли. Вовлечение этого региона в морскую торговлю уже в середине II тыс. до н. э. подтверждается археологическими находками и историческими источниками. Упоминание о мореходах с острова Арвад у побережья современной САР мы находим в Библии: «Жители Сидона и Арвада были у тебя гребцами; свои знатоки были у тебя, Тир; они были у тебя кормчими. Старшие из Гевала и знатоки его были у тебя, чтобы заделывать пробоины твои. Всякие морские корабли и корабельщики их находились у тебя для производства торговли твоей» [Иез.27:8–9].
Расположенный напротив Арвада город Амрит был крупным портом и религиозным центром финикийцев, здесь проходили морские пути в эпоху Античности и Средневековья. Арабские мореплаватели и крестоносцы, Османская империя, многие культуры и цивилизации вели в этом регионе активную навигацию, используя удобную цепочку островов, протянувшихся вдоль побережья, как естественные укрытия от штормов.
Первые подводно-археологические исследования Арвада
Они проводились в 1963–1965 годах под руководством британского подводного археолога Хонор Фрост при финансовой поддержке Службы древностей Сирии и в основном концентри ровались на обследовании акватории острова Арвад. В ходе работ использовался новый для того времени метод аэрофотосъемки, велась подробная фотофиксация хода работ (было сделано несколько сотен фотографий), была предпринята попытка составить топографический план расположения портовых сооружений Арвада.
Хонор Фрост предположила, что окружавшие остров массивные стены несли не только оборони тельную функцию, но и берегоукрепительную, защищая постройки на острове от сильных штор мов в зимнее время года. С южной стороны острова, возле рифов, сохранились фрагменты сооружений, которые, по мнению Хонор, в древности были выше уровня моря, а сам уровень моря ниже современного на 6 м.
В ходе работ ее экспедиции были локализованы места трех кораблекрушений. В районе островов Абу-эль-Фарис (Абу-Али) — Эль-Фанар (Мухара) на глубине 6 м на протяжении 100 м было обнаружено скопление фрагментов керамики, которые Хонор Фрост датировала V в. до н. э. Этот район получил в дальнейшем наименование Арвад A. Второе кораблекрушение (Арвад B) располагается в этом же районе и по фрагментам керамики было датировано ранневизантийским временем (V–VI вв. н. э.). Третий обнаруженный объект: единичная находка — колонна из черного базальта. Тем не менее из-за глубины обнаружения объекта (20 м) Хонор Фрост предположила, что колонна была грузом судна, и указала данный район как место кораблекрушения (Арвад C).
К сожалению, не все материалы той экспедиции были опубликованы, несовершенна была в то время и методика составления документации, в результате чего археологический контекст некоторых находок утерян. Тем не менее опубликованные материалы остаются и сегодня важным источником наших знаний по истории мореплавания и торговых контактов в этом регионе.
Тартусское кораблекрушение
Следующие подводно-археологические изыскания в Сирии были предприняты лишь спустя двадцать лет. В 1983 году журналисты японской вещательной корпорации NHK при съемках цикла документальных фильмов, посвященных Великому шелковому пути, обнаружили у бере гов провинции Тартус древнюю амфору. Их случайная находка стала поводом для организации подводно-археологической экспедиции под руководством профессора Шозо Танабе (Колледж изящных искусств, Киото), первого подобного проекта Японии за рубежом.
Работы были начаты в 1985 году и продолжались три сезона. В ходе первого же сезона исследований в акватории севернее Тартуса, близ населенного пункта Банияс, в 3 км от берега на глуби не 32 м было обнаружено большое количество амфор, а планомерные исследования этого места возможного кораблекрушения с применением новейших для того времени технологий — фотограмметрии и системы связи под водой — в итоге подтвердили эту гипотезу. Работы проводились со специально оборудованного понтона, где ученые руководили действиями водолазов с помощью монитора установленной под водой камеры и переговорных устройств.