Повседневная жизнь в Северной Корее
Книга о Северной Корее появилась в результате ее поездки в Сеул в качестве репортера Los Angeles Times. Это бескомпромиссное исследование повседневной жизни в Чхонджине, Северная Корея.
Для создания точного портрета северокорейского общества Демик анализирует широкий спектр источников: интервью с перебежчиками, членами сообщества гуманитарной помощи и экспертами по Северной Корее. В результате скрупулезных исследований и многолетних бесед с перебежчиками Демик создает плавное повествование, объединяющее личностные и социально-политические элементы в единое целое.
Демик ловко сочетает истории главных героев с социально-экономическим анализом Северной Кореи и умело погружается в жизнь своих персонажей. Автор избегает сентиментальных описаний и личных отступлений. Ее цель – открыть правду о том, что значит жить в Северной Корее.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Повседневная жизнь в Северной Корее» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Для кого эта книга?
«Повседневная жизнь в Северной Корее» – редчайшая возможность заглянуть за железный занавес одного из последних тоталитарных государств планеты. Даже приехав в КНДР в качестве туриста, вы не сможете увидеть настоящую жизнь этой страны – ведь вам будет разрешено есть, ночевать и ходить лишь в строго определенных для путешественников местах. Наверное, жителям постсоветского пространства особенно интересно узнать, как живут люди в стране «победившего коммунизма» в XXI веке. Как устроен их быт? Как они у этому относятся? Чем интересуются? Все это максимально беспристрастно изложено в книге Барбары Демик.
Как живется в Северной Корее?
Книга Барбары Демик рассказывает о жизни шести северокорейских перебежчиков из Чхонджина, города на северо-востоке Северной Кореи в провинции Северный Хамген. Повествование рассматривает их повседневную жизнь и занятия, опровергая известную национальную песню, которая уверяет северокорейцев, что им «нечему завидовать» тому, что происходит во внешнем мире.
Смерть великого лидера Северной Кореи Ким Ир Сена в 1994 году совпала с общенациональным голодом, унесшим жизни сотен тысяч человек. Оголодавшие, отчаявшиеся и не способные самостоятельно выжить, многие люди начали осознавать, что режим активно их подавляет. Чтобы пережить эту общенациональную катастрофу, северокорейцам пришлось полагаться только на себя. По мере того, как голод усиливался, многие стали подумывать о побеге из страны, хотя такое решение было сопряжено с большим риском как для них самих, так и для членов их семей: неудачные попытки пересечь границу КНДР могут привести к пожизненному заключению в тюремном лагере. Шестеро перебежчиков, истории которых рассказывает Демик, были родом из совершенно разных социальных слоев, но голод стер различия между ними и вынудил их бежать.
Некоторые перебежчики уже рассматривались режимом как «враждебные», что означало, что их социальный рейтинг, или сонбун, был очень низким. Сонбун – это система предписанного в КНДР всем гражданам социального статуса. Состоит она из трех слоев – «основной слой», «колеблющийся слой» и «враждебный слой». В отличие от членов «основного» и «колеблющегося» слоев, члены «враждебного» слоя в КНДР лишены доступа к определенным институтам и продвижению по карьерной лестнице. Так было и с Ми Ран, чей отец Тхэ У во время Корейской войны был южнокорейским военнопленным в Северной Корее. Когда война закончилась и Корея разделилась на Северную и Южную, Тхэ У застрял на севере. Несмотря ни на что, ободренная словами своего тайного любовника Чжун-Сана, Ми Ран поступила в педагогический колледж в Чхонджине. Будучи учительницей начальных классов, она своими глазами видела, как от голода умирали ее ученики. Так что Ми Ран решила бежать из Северной Кореи.
Жизнь Чжун-Сана, возлюбленного Ми Ран, во время голода была более привилегированной. Его родители были этническими корейцами, родившимися в Японии, это означало, что он занимал низкий сонбун. Однако его заслуги помогли ему поступить в университет, и как часть студенческой элиты в Пхеньяне его хорошо кормили и заботились о нем. Но любопытство Чжун-Сана взяло верх, и он начал смотреть южнокорейское телевидение, что в КНДР считается незаконным. Международные СМИ демонстрировали вопиющее несоответствие между восприятием Северной Кореи изнутри и тем, что происходит в реальности. Когда Чжун-Сан узнал, что Ми-Ран сбежала, он понял, что и сам должен это сделать. Вдохновленный своими открытиями и желанием воссоединиться с Ми-Ран, он бежал из Северной Кореи в 2004 году.
Другая будущая перебежчица, доктор Ким Джи-Ын, была такой же трудолюбивой, как Ми Ран и Чжун-Сан, и работала педиатром в Чхонджине. До 90-х годов доктор Ким сделала успешную медицинскую карьеру, но голод усиливался, и она, так же как и Ми-Ран, стала свидетельницей множества детских смертей. Работая по 12 часов, она и другие работники часто оставались без зарплаты. Однажды доктор Ким нашла файл, в котором ее имя значилось в списке сотрудников больницы, за которыми нужно было установить дополнительный контроль – и это притом, что она была непоколебимо предана режиму! Известие о том, что ее усилия ничего не значат, открыло ей глаза на правду о деспотизме, царящем в стране. Доктор Ким сбежала из КНДР в 1999 году.
Во время голода следование правилам так же уничтожало людей, как и сам голод: режим требовал от граждан максимальной лояльности и непрерывной работы, почти ничего не давая взамен – ни еды, ни денег. Незаконность и независимость стали стратегией выживания. Для Ким Хека, который принадлежал к «основному» социальному слою, это означало мелкое воровство. Во время голода Ким стал так называемой «бродячей ласточкой» – воровал у торговцев. Затем Ким пересек границу с Китаем и стал сотрудничать с китайцами. Его поймали и отправили в трудовой лагерь. После освобождения в 2000 году Ким бежал в Южную Корею через Монголию.
Еще одна героиня книги, госпожа Сон, хоть и принадлежала к тому же социальному слою, что и Ким Хек, не была мелкой воровкой – она вышла замуж за члена Рабочей партии Чан-Бо и усердно работала в Пхохане на швейной фабрике Чосун. После работы она изучала партийную идеологию и с удовольствием участвовала в сеансах самокритики, во время которых рабочие добровольно признавались в своих проступках. Когда голод усилился, госпоже Сон пришлось прибегнуть к новым способам заработка: она начала печь и продавать печенье. Но ее дочь Оук-Хи, которая не могла терпеть то, что происходило в КНДР, не выдержала и сбежала в Южную Корею. Через какое-то время Оук-Хи уговорила мать присоединиться к ней. Госпожа Сон даже во время голода придерживалась официальной идеологии, но потеряв сына, мужа и веру в великого вождя, она почувствовала себя опустошенной. В конце концов, госпожа Сон согласилась на уговоры дочери и сбежала из страны в 2002 году.
Когда система рухнула и стало не хватать продовольствия, даже те, кто пользовался привилегиями «основного» социального слоя и пробился наверх, обнаружили, что их высокий ранг и тяжелая работа ничего не значат. Продовольственные пайки и заработная плата стали редкостью для всех, так что представители всех классов вынуждены были искать новые способы выживания.
Побег становился последним выходом для людей, которые чаще всего искренне любили свое Отечество. Люди сбегали, даже прекрасно понимая, что за предательство государства заплатят их родственники. Доктор Ким оставила в Северной Корее ребенка, у Ми-Ран в КНДР остались две сестры, которых, вероятно, отправили в трудовые лагеря работать и умирать. В результате, многие перебежчики испытывают чувство вины и стыда за свои поступки, а некоторые и вовсе стремятся вернуться. Беглецам часто бывает трудно привыкнуть к южнокорейской жизни, отчасти потому, что они рассматривают свой побег и нынешнюю северокорейскую диктатуру как временные трудности перед возвращением домой, когда Корея вновь воссоединится.