«Травматичный опыт»: как школа влияет на самооценку россиян
Школа, в которой мы проводим внушительную часть жизни — с 7 до 18 лет, оставляет на каждом из нас огромный отпечаток. Мы проходим социализацию, получаем новые знания, учимся выстраивать отношения с самыми разными людьми. Однако далеко не для всех россиян школа становится «вторым домом». Многие ученики выходят оттуда травмированными в той или иной степени. Разбирается, почему так происходит.
Немногие россияне не кривя душой готовы завить, что школьный опыт сказался на их жизни исключительно положительно. Иногда негативные воспоминания о школе связаны с буллингом — травлей ребенка одноклассниками, однако гораздо чаще встречаются различные столкновения с педагогами.
Так, 80 процентов граждан признались, что конфликтные ситуации с учителями повлияли на их самооценку
Большинство из них (52%) смогли освободиться от влияния опыта прошлого, в том числе с помощью психолога или психотерапевта, в то время как каждый третий (32%) испытывает его до сих пор. Такой опрос провел сервис по управлению здоровьем Budu, в котором приняли участие 1511 человек старше 18 лет из 16 крупнейших регионов России.
Конфликты в школе
Большинство респондентов (61%) вспомнили, что конфликты с учителями происходили преимущественно в средних классах, почти треть (30%), что — в старших. Вот что чаще всего становилось причиной столкновений с педагогами:
- несделанное домашнее задание (32%),
- «грязь» в тетради и плохой почерк (20%),
- высказывание мнения, не совпадающего с мнением учителя (18%),
- забытые учебники или тетради (12%),
- неподобающий внешний вид (11%),
- плохое поведение (10%).
Занижение оценок
Кроме того, почти половина опрошенных (48%) пожаловалась, что учителя периодически занижали оценки — причем по причинам, не связанным с реальным уровнем знаний. По словам детского нейропсихолога сервиса Budu Алевтины Кузьминой, в нынешней системе оценки в дневнике скорее отражают субъективное восприятие учителем потенциала ученика, а не его соответствие общим критериям задания.