Перевод с японского на европейский
Первый модельер из Японии, покорившая западную моду
В возрасте 96 лет в Токио умерла кутюрье Ханаэ Мори — начинавшая после войны с ателье по подгонке платьев для жен американских военных, ставшая первым азиатским членом парижского Chambre Syndicale de la Couture Parisienne, построившая настоящую империю и умершая забытой, по крайней мере, в западной части мира. Между тем именно она открыла саму возможность покорения этой части мира для той великой волны японского фэшн-авангарда, которая пришла за ней.
Ханаэ Мори первой поняла, что надо соединять японское с западным: японское и западное понимание красоты, японскую и западную текстильную культуру, японский и западный концепт женственности. «Когда Кензо, Кансай Ямамото и Иссэй Миякэ обучались дизайну, они часто заходили в мою студию»,— скажет Ханаэ Мори в 1982-м о следующем, втором поколении японских дизайнеров, прививавшем японскую декоративность к западной моде. А вот третье поколение — Ёдзи Ямамото и Рей Кавакуба — будет уже с помощью японского радикально переворачивать, а местами и буквально выворачивать наизнанку западное. Но начала этот поход на запад именно Ханаэ Мори, создавшая то, что критики назовут East-West fusion.
Она родилась в 1926 году в буржуазной японской семье, училась в Токийском женском христианском университете, окончила его в 1947 году со степенью бакалавра литературы и в этом же году вышла замуж за Кея Мори, происходившего из семьи текстильных фабрикантов,— идеальное начало жизни для девушки из добропорядочного японского среднего класса.
Однако ее замужество стало фактом не только личной, но и профессиональной ее биографии. Кей Мори сыграл важную роль в становлении бизнеса под брендом Hanae Mori, а его семейное дело, производство ткани, повлияло на формирование East-West fusion.
«Я была очень хорошей домохозяйкой, но совсем недолго. Я не хотела сидеть дома — я хотела работать, так что я спросила моего мужа — он японец, очень суровый, но очень хороший,— и мы обсуждали это примерно месяц. Затем я пошла учиться в токийскую школу дизайна» — так началось дело ее жизни. В 1951 году она открыла крошечное ателье над лапшичной — два ассистента и три старых швейных машинки,— и однажды туда зашел кинопродюсер. А дальше она пять лет работала художником по костюмам у всех ведущих японских режиссеров того времени, в том числе, например, делала костюмы для «Ранней весны» великого Ясудзиро Одзу. Она сама была героиней Одзу — идеальной молодой женщиной из хорошей семьи, которая в какой-то момент делает свой выбор.