Как делают бальзамы и с чем их пить
Бальзамами в разное время лечили раны, давали взятки и улучшали вкус водки. Сейчас их продают в аптеках как лекарство и добавляют в алкогольные коктейли. «Сноб» рассказывает, почему бальзам — это одновременно лекарство и алкогольный напиток, чем он отличается от ликера и как его правильно пить
Бальзам и ликер: найди отличия
В 2018 году Татарстан готовился принять чемпионат мира по футболу. Местные чиновники, ожидая болельщиков, провели интернет-мониторинг туристической отрасли региона. По его итогам они назвали два самых популярных сувенира, которые привозят путешественники из Татарстана: сладость чак-чак и алкогольный бальзам «Бугульма». Производители уверяют, что по рецептуре и вкусу их продукт интересней, чем знаменитый ликер «Егермейстер», который производят на севере Германии. Однако сравнение российских бальзамов с немецким напитком на травах некорректно.
Основу бальзамов и ликеров составляют крепкие настои ягод, трав и корений. В бальзамы, как правило, добавляются травы и плоды, которые растут в регионе производства. В настой для ликеров, напротив, часто входят привозные ингредиенты. Например, в настой для французского «Куантро» добавляют апельсины из Испании, Ганы, Бразилии, Туниса и Сенегала, а в «Егермейстере» есть нехарактерные для севера Германии корица и женьшень. При этом в бальзамах сахара меньше, чем в ликерах, а может и вообще не быть — вместо него добавляют мед, отмечает сомелье «Красного и белого»* Александр Мутовин. Если посмотреть на мировую практику, то ликеры могут настаиваться на крепких алкогольных напитках, например на роме, говорит ресторатор Андрей Петров. При этом бальзамы, которые изначально производили как лекарство, всегда настаивают на спирту.
Как бальзам появился в России
В конце XIV века генуэзские торговцы и дипломаты привезли в Крым крепкие дистилляты, сделанные, предположительно, на винограде. В Крыму их впервые попробовали русские купцы. В XV веке крепкие дистилляты уже производились в Москве. Тогда же на них стали настаивать местные травы, которые считали лекарственными, рассказывает сомелье Александр Мутовин. Эти крепкие настои стали первыми аналогами сегодняшних аптечных бальзамов.