«Тьма» — сериал-феномен Netflix, который ошибочно сравнивают с «Очень странными делами». Рассказываем, почему он заслуживает внимания
27 июня на Netflix вышел заключительный, третий сезон сериала «Тьма» — в этот же день в вымышленном городке Винден из вселенной сериала произошел апокалипсис. Чуть больше ста персонажей, умело оркестрированные твисты, один из самых закрученных сюжетов в истории премиального телевидения — рассказываем, почему это самое сложное и лучшее шоу, которое случалось с Netflix.
Кажется, нет более негостеприимного к пересказу художественного произведения, чем «Тьма». Резюмировать все, как правило, родословные, перипетии трех сезонов можно с помощью таблички Excel, генеалогического — на запутанный манер древнегреческих богов — древа, картой детектива с фотографиями и красными нитями, как угодно схематически — только не с помощью слов.
И все же со скрипом, спотыкаясь, скажем несколько слов о сюжете и напомним о первых двух сезонах. В небольшом немецком городке Винден дует нездешним сквозняком: он застревает в странной временной петле, подростки пропадают в 1986 году, а их совсем не тронутые разложением тела находят в 2019-м, под пещерами открывается червоточина, позволяющая переноситься на 33 года вперед или назад, а во всем происходящем как-то замешано дело о скрытии радиоактивных веществ местной АЭС. Четыре семейства: Нильсенов, Допплеров, Тидеманнов и Канвальдов — пытаются разобраться в пропаже детей и временных изломах и через пещеру попадают то в 1953, то в постапокалиптичный 2053 год. И так нажористая, сложноперевариваемая фактура усложняется количеством героев и их ипостасями: несколько персонажей застревают в прошлом, доживают до года, когда родились их первоначальные «я», и живут с ними параллельно (бывает, что буквально через улицу). Так, в одном временном отрезке могли пересекаться, скажем, три Канвальда.
Один из главных героев — 17-летний Йонас Канвальд — встречает свою взрослую версию, а потом еще более пожилую, путешествующие между временными пластами. Они предупреждают его о надвигающемся апокалипсисе, вызванном червоточиной. Первый сезон "Тьмы" умело петлял между тремя таймлайнами, а различных версий героев из прошлого или будущего показали не так уж много. Другое дело — второй сезон. Временных отрезков стало пять, героев — еще больше, к тому же сценаристы решили поиграть не только со временем, но и с пространством. Так, в финальном эпизоде выяснилось, что есть параллельная, почти идентичная реальность, в которой Винден также разрывает от временных аномалий — таким образом, всех героев можно помножить на два.