Пинокотека
В здании парижской биржи открывается музей коллекции Франсуа Пино, возвращая французской столице статус мирового арт-центра.
В романе «Собор Парижской Богоматери» Виктор Гюго воспевает готическую архитектуру, пренебрежительно отзываясь об облике современного ему Парижа 1830‑х. Башни собора Сен-Сюльпис, писал он, похожи на два кларнета, дворец ордена Почетного легиона — на кусок пирога, а новое здание Хлебного рынка, расположенное рядом с продуктовыми киосками Ле‑Аль, — круглое с синевато-серым куполом — на гигантскую фуражку английского жокея.
На самом деле этот огромный железный купол был техническим чудом своего времени. В 1889‑м на месте рынка появилась сырьевая биржа (для торговли зерном, сахаром и т. д.). В этом же году в Париже с размахом открылась Всемирная выставка, а купол над зданием биржи был признан образцом французского модернизма наравне с Эйфелевой башней.
В 2020 году это историческое здание в самом центре города готовится принять в своих стенах современное искусство. После реконструкции биржа (как называют это здание французы) вернулась к облику XIX века, но внутри подверглась масштабной трансформации. Проектом руководил лауреат Притцкеровской премии, японский архитектор Тадао Андо. В сентябре здесь откроется музей коллекции Франсуа Пино. Его собрание насчитывает более 5000 произведений и включает шедевры модернистов Модильяни и Ротко, множество работ современных арт-звезд, таких как Джефф Кунс, Урс Фишер, Синди Шерман, а также молодых художников со всего мира.
Франсуа Пино — классический self‑made man, который смог превратить маленькую семейную фирму, торгующую древесиной, в корпорацию по производству предметов роскоши и параллельно с этим влюбиться в искусство. Мы встречаемся в офисе его компании Artemis, владеющей среди прочего аукционным домом Christie’s и контрольным пакетом холдинга Kering, куда входят Saint Laurent, Balenciaga и Gucci. Элегантный особняк XIX века в пешей доступности от Елисейского дворца буквально нашпигован искусством. Французский художник Даниэль Бюрен украсил цветными полосками навес над входом в здание и облицевал стены у лестницы своими знаменитыми цветными и полосатыми квадратами; на верхних этажах развешаны работы Пьера Сулажа, Сая Твомбли и Шерри Левин.
Пино вырос в Бретани, окончил школу в 16 лет и вскоре после этого впервые оказался в Париже — по дороге на войну в Алжире (колония Франции в то время), где Франсуа проходил военную службу. «В тот раз мне не удалось посмотреть город», — говорит он с сожалением, но в 1960‑х Пино вернулся в Париж уже для того, чтобы строить свой бизнес. Он помнит старые продуктовые рынки района Ле‑Аль; их разрушение в 1970‑х оставило зияющую дыру в центре города, Пино называет это событие «архитектурной катастрофой».